Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


Здесь прямо противопоставляются два летописных образа: одни бояре являются «злыми советниками», орудием дьявола для разжигания «которы» (ссоры) в князьях, а другие выступают как поручители по своем князе и свидетели чистоты его помыслов в отношении «братьи». Оказывая моральную поддержку Мстиславу, его дружина опе рирует знакомыми понятиями братолюбие князей, «злые слова» «злых человецев» (снова сравниваемых с бесами), крестное целование как залог верности. Едва ли можно подозревать летописца в том, что в уста дружины он лишь вложил свои идеи: во-первых, для летописи такой литературный прием не характерен, летописный жанр подразумевал изложение собственных суждений автора скорее отдельным комментарием, во-вторых, речь дружинников является не общим рассуждением, а практическим сове том людей, которые «ведают», как обстоят дела на самом деле. Таким образом, религиозные идеи, которые в ПВЛ излагаются летописцем от себя или (реже) в передаче княжеских речей, в летописании XII в. находим в высказываниях не только князей, но и знати, и видим, что под влиянием этих идей складывается политическая практика.

В этом эпизоде привлекает внимание еще одно обстоятельство. Петр Бориславич поменял свое амплуа на противоположное по сравнению с тем, какое было отведено ему в рассказе о княжеских переговорах в 1152-1153 гг. Как объяснить это превращение благочестивого, ответственного «мужа» в «злого» клеветника (наверняка знавшего, что многие увидят в его поведении дьявольское наущение)? Можно, конечно, предположить, что боярин был человеком беспринципным или излишне импульсивным, ос леплен жаждой мщения и т.п. Однако такого рода объяснения грешат некоторой долей модернизации; к тому же, все равно остается непонятным, почему боярин избрал имен но такой способ мести: клевеща, ссорить своего бывшего князя с новым, рискуя голо вой в случае, если бы князья договорились о выдаче клеветников.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Шатровые каменные храмы
- Иерусалимский храм
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
- Ученые тоже верят в потусторонние силы
- Духовная эволюция или деградация? 2
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи