Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


Сюжет еще одного яркого летописного рассказа также связан с темой «сваживания» (натравливания друг на друга) князей и крестоцелованием. В 1168 г. по обвинению в измене крестному целованию пришлось оправдываться уже Мстиславу Изяславичу. Во время совместного похода князей на половцев двое бояр Петр Бориславич, уже знакомый нам, и его брат Нестер стали клеветать Давыду Ростиславичу, князю смо ленскому, на Мстислава. Такое поведение бояр летописец объясняет тем, что Мсти слав выгнал их из своей дружины (за то, что их холопы украли княжеских коней из ста да, переставив тавро), «озлобивъ» их, и они желали отомстить.

Рассказ начинается с обычной ссылки на козни «вселукавого дьявола», «не хотяи добра всякому хрестьяну и любви межи братею». Традиционно описана клевета Бори славичей: они молвили «злъ ръчи, лжюча». Давыд рассказал Рюрику, что киевский князь собирается их «ять». Хотя Мстислав и Ростиславичи недавно утвердились крест ным целованием, и Мстислав, по словам летописца, «истиньною любовью обуемся с братею хожаше», смоленские князья потребовали от киевского князя снова цело вать крест. «Мьстислав же ужасеся мыслью, продолжает летописец, и яви дру жинъ своей: "Велита ми брата к собъ хрест целовати, а не въдъ, что моей винъ". И рыла ему дружина его: "Княже, не лап (ошибочно вместо: "не лепо". 77.С.) ти велита брата крест цъловати. Цъ да будуть злии человеци, завидяче твоей любви, юже к братьъ имъеши, вложили будуть зло слово. Зол бо человек противу бъсу и бъс того не замыс лить, еже зол человек замыслить. А ты всяк прав пред Богом и пръд человекы. Тобъ без нас того нълзъ было замыслити, ни створити, а мы вси въдаем твою истиньную лю бовь к всъи братьъ. А поели к нима и рьци има: я крест цълую к вама, яко лиха на ваю не замыслив, а вы ми выдаита, кто ны сваживаеть"» . В конце концов князья утверди лись крестным целованием, но Ростиславичи отказались выдавать клеветников.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Религиозные свободы в России конца xx века
- Археологическое доказательство существования Иисуса Христа
- Храм Василия Блаженного
- пять пунктов кальвинизма
- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи