Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозность как фактор российской жизни в 1990-еСоциология в российском контексте: между мифом и методом
Россия, как и любая страна, является предметом постоянной мифологизации в глазах ближних и дальних соседей. К числу самых устойчивых мифов можно отнести представление о статичности России, — например, как о стране постоянного рабства, в которой все — монгольское иго, опричнина, коммунизм — суть лишь проявления извечного холопства.
Впрочем, носителями этого мифа являются и многие люди в самой России, что лишний раз свидетельствует о глубине вестернизации и, тем самым, о сомнительности мифа. У этих людей миф и особенно опасен, он превращается в пророчество, провоцирующее самоисполнение: в критический момент он обессиливает волю борцов за свободу, оправдывает компромиссы — вплоть до полной сдачи позиций, интеллектуальной и нравственной деградации.
Такое представление о России всерьез подверглось серьезному испытанию в 1991 году. Если Октябрьская революция воспринималась как победа косной русской массы над прозападническим динамизмом, то падение советского режима выглядело неожиданным воскрешением творческого, созидательного начала. Особенное значение для западного наблюдателя приобрело с этой точки зрения и то, что получило название “религиозного возрождения”, “религиозного бума”. Ведь воинствующий атеизм коммунистической России воспринимался как особенно существенная ее черта. И здесь, как и в сфере политики, особенно завораживала поэтому непредсказуемость происшедшего, эффектное “кто бы мог подумать”.
Другие статьи по теме: - Проблемы религиозного образования в России - Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви - Иерусалимский храм - Храм Василия Блаженного - Приходское духовенство xv - начала xvi века
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|