Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Проблемы религиозного образования в РоссииЧто такое религиозное учебное заведение? Только ли место, где конфессия готовит свои кадры в той парадигме ценностей, которая отличает именно эту конфессию? Могут ли религиозные учебные заведения представлять интерес для государства или конфессиональное образование — есть исключительно внутреннее дело Церкви? Насколько безразличен для государства и общества уровень образования в духовно-учебных заведениях, где воспитываются будущие религиозные лидеры и будущие религиозные элиты? Какова степень гражданской лояльности этих будущих элит России, насколько они способны, будучи искренними верующими, сохранять свою гражданскую идентичность? Обладают ли они религиозным иммунитетом против чуждого иностранного влияния? Будут ли воспитанники религиозных учебных заведений защитниками традиционных для России форм религиозности или станут проводниками импортируемого из-за рубежа деструктивного влияния экстремистских культов?
Примерно такие вопросы возникают у светской власти, когда начинается обсуждение проблемы религиозного образования. При этом мало кто скрывает, что наибольшее беспокойство вызывает система (точнее, ее полное отсутствие) исламского религиозного образования в России.
В то же время, мало кто осознает, что без решения проблем православного религиозного образования едва ли можно разрешить проблемы образования исламского.
Во-первых, уже потому, что Русская Православная Церковь — религиозная и социокультурная доминанта российского религиозного пространства. Ассоциирующих себя с православной традицией — большинство в современной России. Во-вторых, ей принадлежит ведущая роль и в вопросах государственно-церковных отношений. Все остальные конфессии (в том числе и мусульмане) следуют в фарватере тех инициатив и договоренностей, которые реализованы здесь российским православием.
В области религиозного образования ситуация аналогичная. Именно Русская Православная Церковь выступила главным инициатором как внутрицерковных образовательных реформ (здесь главную активность проявляют Учебный комитет РПЦ, Отдел по катехизации РПЦ, Православный Свято-Тихоновский богословский институт — ПСТБИ), так и реформ в области светского религиозного (теологического) образования (опять же — ПСТБИ и Учебно-методический отдел МГУ по теологии — УМО). Таким образом, именно православное экспертное сообщество определяет форматы и новые контексты развития религиозного образования в России. Нравится это кому-то или нет, но это именно так. И поэтому — а также потому, что автор этих строк особенно хорошо знает систему светского теологического и православного религиозного образований, — именно этим типам образования и будет уделено основное внимание в настоящей статье, оставив обсуждение исламской системы религиозного образования для другого раза.
Другие статьи по теме: - Шатровые каменные храмы - ю.н. столяров библия и библиотеки - Священство и царство в российском общественном сознании - Стоглав и его место в русской канонической традиции - Иерусалимский храм
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|