Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Проблемы религиозного образования в России
На фоне этой все более явной заинтересованности светской власти в структурированной и эффективной системе религиозного образования, теряют свою актуальность споры о том, быть теологии в светских вузах или не быть. Да и проблема правового разрыва между конституционным принципом отделения Церкви от государства и преподавания религиозных дисциплин в школах и вузах представляется не столь катастрофической, если обратиться к опыту зарубежных демократических государств.
В таких странах, как Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Япония и т.д., в государственных общеобразовательных школах и государственных вузах преподаются религиозные предметы, несмотря на наличие в конституциях большинства этих стран принципа отделения Церкви от государства. Причем права верующих получать религиозное образование за государственный счет зафиксированы на законодательном уровне. Например, в параграфе 3 статьи 24 Конституции Бельгии говорится: “Все учащиеся, подлежащие обязательному школьному обучению, имеют право на духовное и религиозное обучение за счет сообщества”. Пункт 3 статьи 7 Основного Закона Федеративной Республики Германии признает религиозное обучение обязательным в государственных школах: “Преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно. Без ущерба для права надзора со стороны государства религиозное образование проводится в соответствии с принципами религиозных общин”. В Германии, также как в Великобритании, Греции и др. государствах, существует государственное финансирование теологических факультетов.
Даже в США принцип отделения Церкви от государства не является общенациональным, поскольку 1-я поправка к Конституции США не нашла единодушной поддержки всех штатов: в конституциях Пенсильвании, Нью-Гемпшира, Джорджии, Коннектикута и Массачусетса специально оговариваются привилегии религии и содействие со стороны штатов, в частности, в области религиозного образования.
Таким образом, опыт зарубежных демократических государств свидетельствует, что право граждан на религиозное образование не только неоспоримо, но и может быть закреплено в конституциях. И это с позиции западного правоведения никак не противоречит принятой на Западе общей светской направленности образования. Поэтому и введение, например, теологического образования в государственных вузах России не может противоречить светскому характеру российского образования, закрепленному в Конституции РФ и Законе РФ “Об образовании”, если, конечно, под “светскостью” не понимать антиклерикализм и атеизм.
Несомненно, что точно так же и “теология” с “богословием” только в России разведены как разные понятия, дисциплины и науки. Причем искусственно и недавно.
Другие статьи по теме: - Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени - Шатровые каменные храмы - Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках - Из истории полемики против латинян в xvi веке - Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|