Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Из истории полемики против латинян в xvi векеСиницына Н.В.
Сочинения против латинян были составной частью русской полемической литературы с самого раннего периода; их значение возросло в XV - XVI вв., после Флорентийской унии, в период становления и укрепления автокефалии Русской церкви (1448 - 1589). Возвращение к полемике всякий раз было связано с активизацией попыток католических кругов распространить сферу своего влияния на православные епархии не только Великого княжества Литовского, но и Российского государства. Так, отказ от Флорентийской унии 1439 г. и от одного из самых ревностных ее сторонников митрополита Исидора вызвал к жизни ряд произведений, посвященных Флорентийскому собору. В них особо подчеркивалась роль великокняжеской власти в этих событиях, имевших не только церковное, но также государственное и культурное значение.
Поддержка, оказанная московским вел. кн. Василием II Темным русским церковным иерархам в их противостоянии попыткам митрополита Исидора внедрить унию, показала, что верховный правитель осуществлял функцию, принадлежавшую императору в Византийской империи, - защиту православия, "внешним" гарантом которого он выступал. Повесть о Флорентийском соборе его участника, священноинока Симеона Суздальца (написана в конце 1441 г.) дарует Василию II титул "белый царь всея Руси", он уподобляется "святым царем, равным апостолом Константину Великому и Владимеру" . Это было проявлением симфонии священства и царства - древней канонической нормы, сформулированной в VI в. в предисловии к VI новелле императора Юстиниана. Известная в древнеславянской Кормчей XII в., включенная в XVI в. в Стоглав, она сохраняла полноту нормативного значения, несмотря на ее неоднократные нарушения в практике реальных отношений между церковной и светской властями . Появление царского титула в памятниках церковной литературы свидетельствовало о формировании и функционировании этой нормы задолго до официального принятия царского титула великим князем московским (1547 - 1561) и конституирования государства в качестве царства.
Другие статьи по теме: - Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский - Храм Василия Блаженного - Постсекулярная эпоха - ю.н. столяров библия и библиотеки - К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|