Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

пять пунктов кальвинизма

Автор: В. Дж. Ситон

Отправной точкой нам послужит Голландия, 1610 год. Яков Арминий, голландский профессор, только что умер, и его учение было изложено его учениками, известными как арминиане, в пяти основных принципах арминианства. До этого момента церкви Голландии совместно с другими главными протестантскими церквами Европы подписали Бельгийское исповедание и Гейдельбергский катехизис, каждое из которых непосредственно вошло в учение Реформации. Тем не менее, арминиане хотели изменить единую позицию, и поэтому представили парламенту Объединённых провинций на рассмотрение свои пять принципов, выраженных в форме протеста.
Ниже в общих чертах приведены эти пять принципов арминианства:
1. Свободная воля или способность человека. Этот принцип учит тому, что человек, несмотря на то, что находится под воздействием греха, всё же способен избирать духовное благо и развивать веру в Бога для принятия проповеди Евангелия и таким образом приобрести спасение.
2. Условный выбор. Этот принцип учит тому, что Бог простирает Свои руки только к тем людям, которые — Он знает об этом или предвидит — ответят на проповедь Евангелия. Бог избрал тех, кто, как Он знал заранее, захотели обрести спасение, имея свободную волю и находясь в природном падшем состоянии, которое, согласно первому принципу арминианства, в любом случае не является полным грехопадением.
3. Универсальное спасение или всеобщее искупление. Этот принцип учит тому, что Христос умер, чтобы спасти всех людей — но только в потенциальном смысле. Смерть Христа позволяет Богу прощать грешников, но лишь при условии наличия их веры.
4. Работа Святого Духа по искуплению может быть ограничена волей человека. Этот принцип учит тому, что Святой Дух, начиная работу, направленную на то, чтобы привести человека ко Христу, может встретить сильное сопротивление, и Его намерения окажутся тщетными. Он не сможет дать жизнь, если грешник не захочет, чтобы ему дали эту жизнь.
5. Отпадение от благодати. Это принцип учит тому, что грешник может в конце концов потерять спасение. Это, конечно же, логический и само собой разумеющийся вывод из данной системы. Если человек должен проявить инициативу для своего спасения, он должен и сохранить ответственность за конечный результат.
Пять принципов арминианства были представлены на рассмотрение властям, которые в 1618 году созвали Национальный Церковный Синод, состоявшийся в г. Дордрехт, чтобы проверить учение Арминия в свете Писания. Дортский синод в течение семи месяцев провёл 154 заседания и, в конце концов, не согласился с тем, что воззрения арминиан соответствуют принципам, изложенным в Слове Божием. Вновь подтвердив позицию, сформировавшуюся в период Реформации и ясно изложенную французским теологом Жаном Кальвином, Дортский синод сформулировал т. н. «пять пунктов кальвинизма», в противодействие арминианской системе. Иногда их приводят в форме акростиха, составляющего слово "T.U.L.I.P" (в переводе с англ. — «тюльпан»).
1. Total Depravity - полная, всеобъемлющая греховность
2. Unconditional Election — безусловное избрание
3. Limited Atonement — ограниченное (целенаправленное) искупление
4. Irresistible Grace — неотразимая благодать
5. Perseverance of the Saints — стойкость святых
Можно без труда заметить, что данный набор принципов абсолютно противоположен пяти принципам арминианства. Человек совершенно неспособен спасти себя вследствие того, что грехопадение в Едемском саду было полным грехопадением. Если же он неспособен спасти самого себя, то спасти его должен Бог. Если спасти должен Бог, то Он должен быть свободен в выборе того, кого Он хочет спасти. Если Бог решил спасти того, кого Он хочет, то это относится к тем, кого Христос искупил на кресте.
Если Христос умер за них, то Дух Святой действенно призовёт их ко спасению. Если начало спасения было от Бога, то и конец будет также от Бога. Святые при этом будут упорно стремиться к вечной радости.
Это — так называемые пять пунктов кальвинизма. Теперь мы приступим к их детальному изучению, твёрдо опираясь при этом на Слово Божие, так же как это делали наши предшественники, крепко держась «за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 1:3). За эту веру мы должны ревностно бороться. Мы должны понять ту истину, которую имел в виду Чарльз Хаддон Сперджен, когда однажды сказал: «Нет ничего нового в том, что я проповедую: ни одной новой доктрины. Мне нравится провозглашать эти здравые, древние доктрины, которые называются кальвинизмом, но которые в действительности являются открытой истиной Бога, какова она есть в Иисусе Христе».
1. Полная, всеобъемлющая греховность
Мы приступаем к рассмотрению первого из пяти пунктов кальвинизма. И, конечно же, на нас должен произвести впечатление тот факт, что эта система начинается с того, что должно быть фундаментальным в вопросе спасения. Таковым является правильное определение положения того, кто должен быть спасён. Если наше суждение о грехе будет поверхностным и неполным, у нас будет и неверное суждение о необходимых средствах для спасения грешника. Если мы верим в то, что грехопадение человека в Едемском саду было только частичным, то с высокой степенью вероятности можно сказать, что нас удовлетворит спасение, которое приписывается отчасти Богу и отчасти человеку. Насколько полны здравого смысла слова еп. Джона Райла, сказанные им по этому поводу! Он говорит: «Существует не так много ошибочных и ложных доктрин, в происхождении которых нельзя было бы не различить неверного суждения касательно испорченной природе человека. Неверное мнение о болезни всегда приводит к неправильному выбору лекарств. Неверное мнение об испорченной природе человека, несомненно, повлечёт за собой неправильное суждение о противоядии и лечении этой испорченности».
Мы полностью отдаём себе отчет в том, что это именно тот случай, когда и теологи Реформации, и те, кто сформулировал на Дортском синоде учение Реформации в данных пяти пунктах кальвинизма, основываясь в своих определениях, в первую очередь, на Писании, провозгласили, что природное состояние человека — это состояние полной греховности, и поэтому со стороны человека абсолютно невозможно заработать своё собственное спасение или содействовать ему.
Когда кальвинисты говорят о полной греховности, они тем не менее не имеют в виду то, что каждый человек настолько порочен, насколько это вообще возможно, или что человек не способен познать волю Божию и творить добро своему ближнему, или даже показывать видимую верность Богу в поклонении. Что они под этим подразумевают, так это то, что человек пал в Едемском саду, и его падение было абсолютным. Вся личность человека была затронута грехом, который распространился на всего человека: на его волю, на разум, на любовь, т.е. на все его способности. Мы верим в то, что это неопровержимо доказывается Словом Божиим, к которому мы сейчас и обратимся. Ниже приведены несколько выборочных мест из Писания, которые подтверждают учение кальвинизма о полной, всеобъмлеющей греховности.
Библия совершенно ясно учит тому, что человек по своей природе мертв: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5:12). Таким образом мы видим, что люди связаны: «С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаянья к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:25). Из следующего стиха вытекает то, что человек слеп и глух: «... а тем внешним всё бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют». (Мк. 4:11). Мы можем убедиться также в том, что нас невозможно вразумить: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно» (2 Кор. 2:14). Библия говорит, что мы греховны по природе: (а) от рождения: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7); (б) на деле: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5).
Таково природное состояние человека. Тогда мы должны задать вопрос: может ли мёртвый сам себя воскресить? Может ли связанный сам освободиться? Может ли слепой сам вернуть себе зрение, а глухой — слух? Может ли раб заплатить за себя выкуп? Могут ли душевные вразумить себя сами? Может ли человек греховный по своей природе сам себя изменить? Конечно же, нет! Иов спрашивает: «Кто родится чистым от нечистого?” — и тут же отвечает — «ни один!» (Иов 14:4). Иеремия задаёт вопрос: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои?», — приходя далее к заключению, что «и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер. 13:23).
Может ли Слово Божие показать нам ещё более четко, что эта греховность всеобъемлюща, и что наша неспособность желать или обеспечить себе спасение абсолютна? Такое состояние является духовной смертью. Мы подобны Лазарю, пребывающему в своей могиле; мы связаны по рукам и ногам, и гниение распространяется во всём нашем теле. И подобно тому как в мёртвом теле Лазаря уже не осталось искры жизни, так и в наших сердцах нет «внутренней искры». Но Господь творит чудеса и с физически мёртвым, и с мёртвым духовно; ибо оживотворил «и вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим» (Еф. 2:1). Спасение по самой природе своей должно быть от Господа.
2. Безусловное избрание
Наше принятие или непринятие полной греховности в качестве подлинного библейского утверждения о природном состоянии человека в значительной степени определяет наше отношение к следующему вопросу, рассмотренному Дортским синодом. Тезис о безусловном избрании был сформулирован в Баптистском вероисповедании 1689 года, цитату из которого мы приводим ниже в кратком изложении. Этот тезис ранее был почти идентично изложен в Вестминстерском исповедании веры, в Тридцати девяти артикулах Англиканской Церкви и в других исповеданиях веры.
В Баптистском вероисповедании говорится: «Людей, предопределённых для вечной жизни, Бог избрал во Христе для вечной славы прежде основания мира в соответствии со Своим вечным и неизменным намерением, тайным советом и благоволением воли Своей, вследствие Своей добровольной, неограниченной благодати и любви, не рассматривая каких-либо качеств самого творения (человека) в качестве условия или причины, побуждающей Его к этому избранию» (глава 3, пункт 5).
Доктрина о безусловном избрании естественным образом следует из доктрины о полном грехопадении. Если человек действительно мёртв и взят в плен, слеп и т.д., тогда средство выхода из этого состояния нужно искать за пределами самого человека (т.е. у Бога). В предыдущей главе мы задали вопрос: «Может ли мёртвый воскресить себя сам?». На этот вопрос неизбежно должен последовать ответ: «Конечно же, нет». Если всё же какой-нибудь человек воскреснет от духовной смерти — «родится свыше», как говорит Евангелие от Иоанна, и учитывая то обстоятельство, что он не способен сделать это самостоятельно, мы должны признать, что воскресивший его — Бог и никто другой. Однако в связи с тем, что многие люди не «ожили», нам тем же образом надлежит видеть в этом Божий замысел: именно Бог не воскресил их. Если человек не способен спасти себя самого по той причине, что грехопадение Адама было полным грехопадением, если, далее, только один Бог может спасать, и, наконец, если спасены не все, то из этого следует вывод, что Бог не всех избрал ко спасению.
Это не слепая философия, а истина, извлечённая из Священного Писания, построенная на нём, подкреплённая и явленная им. Данная тема является безбрежным океаном, и нам ничего не остается, кроме как процитировать несколько ключевых стихов и отрывков, которые могут быть использованы как карта и компас для движения по этому могучему океану.
История Библии — это история безусловного избрания. Странно, что те, кто противятся этой доктрине, не могут понять это. У некоторых верующих возникают трудности с верой в то, что Бог может пройти мимо одних и избрать других, но при том у них нет никаких очевидных причин не верить в то, что Бог призвал Авраама из языческого Ура Халдейского и оставил остальных пребывать в язычестве. Почему Бог избрал народ израильский Своим «особым народом»? Нет нужды раздумывать над этим, ибо в кн. Второзаконие нам даётся ясный ответ: «Не потому, что вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленное всех народов, — но потому, что любит вас Господь» (Втор. 7:7). Почему Бог совершенно игнорировал законы семьи Израиля, выбрав младшего сына Иакова вместо старшего Исава? Снова скажем: «обращайтесь к закону и откровению» (Ис. 8:20). В Послание к Римлянам сказано: «... дабы изволение Божие в избрании происходило... Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9:11–13).
Чем же ещё являлась доктрина, которую Иисус проповедовал в синагоге в Назарете, как не доктриной о безусловном избрании? «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии... и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту... много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лк. 4:25–27). Нам известен результат проповеди нашего Господа, приведённой в этом отрывке: «И повели на вершину..., чтобы свергнуть Его».
Недостаток места не позволяет составить полный отчёт о суверенном Божием избрании Его народа, но, тем не менее, истина ясна: «Не вы избрали меня, а Я вас избрал» (Иоан. 15:16); «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим. 9:21); «Кого миловать, помилую» (Рим. 9:15); «Избрал нас во Христе прежде создания мира, предопределив усыновить нас» (Еф. 1:4–5) и др.
Мы согласны с мнением, что существует «тип избрания», которого сегодня придерживается много верующих. Говоря в целом, оно основывается на Послании к Римлянам (гл. 8, стих 29): «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил» и т.д. Многие понимают этот стих следующим образом: Бог предузнал тех, кто собирался принять Христа, и, следовательно, Он «избрал» их к вечной жизни. В противоположность этой точке зрения мы хотели бы заметить, что:
1. О предвидении Божием говорится по отношению к людям, а не по отношению к каким-либо действиям, совершаемыми людьми. В Писании сказано: «Тех, кого предузнал...» и т.п. И снова Бог говорит через Амоса: «Только вас признал Я из всех племён земли» (Амос 3:2). Всё это говорит о том, что независимо от совершаемых ими дел, всё равно каких, добрых или злых, Бог «знал» их в том смысле, что Он возлюбил их и избрал их быть Его собственностью. Вот таким образом Он предузнал Своих избранных.
2. Нет основания полагать, что Божье избрание основано на Его предвидении неких наших действий, а именно — принятии Его Сына. Мы избраны не потому, что совершаем это святое дело — «принимаем» Христа, но для того, чтобы мы могли «принять» Его. «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10).
3. Неверным является и утверждение, что Бог предвидел тех, кто поверит. В кн. Деяния об этом говорится совершенно ясно: «И уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48). Избрание происходит не вследствие нашей веры; наоборот, наша вера является следствием того, что мы были избраны, «предуставлены к вечной жизни».
4. Кроме того, если сказать, что мы развивали веру, принимая Христа, и что Бог предвидел эту веру и поэтому избрал нас, то это только отодвигает нас на шаг назад, ибо возникает вопрос: где в таком случае мы взяли веру для этого развития? В Писании мы находим ответ: «Сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8).
Но мы, вместо того, чтобы выступать против подобных положений, должны поступать так, как повелевает нам Дух Святой через апостола Петра: «Старайтесь делать твёрдыми ваше звание и избрание» (2 Пет. 1:10).
3. Ограниченное искупление
Это третье положение — не только главное из всех пяти, но также представляет собой суть Евангелия — это цель смерти Христа на кресте. И это не случайно. Теологи, отстаивающие истины протестантской Реформации от нападок арминиан, в своих формулировках следовали библейской линии и логике и достигли основной точки, на которой зиждется наше спасение.
Прежде всего они задавались вопросом: «Кто должен быть спасен?», и ответом было: «человек». Но Библия учит нас тому, что человек в своём природном состоянии совершенно не способен спасти самого себя. Таким образом, у нас есть учение Библии, что человек находится в состоянии абсолютной греховности или же полной неспособности. Далее, так как некоторые люди, несомненно, спасены, то отсюда следует, что в отличие от всего остального человечества именно Бог спас их. Об этом избрании мы читаем следующее: «Дабы изволение Божие в избрании происходило...» (Рим. 9:11). Однако это избрание только «указывает дом, куда должно направится спасение», как об этом пишет Сперджен; и полное, совершенное и удовлетворяющее искупление до сих пор требовалось для искупления грехов избранных людей, так чтобы Бог мог быть не только Спасителем, но и «Богом праведным и спасающим» (Ис. 45:21). Это искупление, как мы все признаём, было совершено через добровольную смерть Иисуса Христа на кресте, где Он пострадал от правосудия справедливого Бога и совершил спасение, которое Он, как Спаситель, предопределил. Мы все безусловно признаём то, что на кресте Христос понёс наказание и совершил спасение.
Возникает вопрос: чьё наказание Он понёс и чьё спасение Он совершил? Существуют три пути, по которым мы можем двигаться для понимания этого вопроса:
1. Христос умер для спасения всех людей без какого-либо различия.
2. Христос умер не для спасения кого-либо конкретно.
3. Христос умер для спасения определённого количества людей.
Первой точки зрения придерживаются «универсалисты». Они считают, что Христос умер для спасения всех людей, и что, как они логично предполагают, все люди будут спасены. Если Христос заплатил долг за грехи, спас, выкупил и отдал Свою жизнь за всё человечество, то, значит, все люди спасены.
Второй точки зрения придерживаются арминиане: Христос, по их мнению, совершил потенциальное спасение всех людей. Христос умер на Кресте, считают сторонники этого взгляда, и хотя Он и заплатил долг за наши грехи, Его труд, совершённый на кресте, не станет действенным до тех пор, пока человек не «примет решения в пользу Христа» и, таким образом, не получит спасения.
Третьей точки зрения придерживаются кальвинисты, и она заключается в том, что Христос несомненно и действенно спас определённое количество грешников, заслуживающих ада, — тех, кому Отец даровал Свою любовь, основанную на свободном выбора. Сын оплатил долги этих избранных и оправдал их пред судом Отца, вложив в них Свою праведность, так что они теперь совершенны в Нём.
Но смерть Христа может быть основой только для одного из этих трёх аргументов: для спасения всех людей, не для спасения кого-либо конкретно или для спасения определённого количества людей. Третий аргумент — это тот, которого придерживаются кальвинисты, и который называется обычно «ограниченным искуплением или индивидуальным спасением».
Христос умер, чтобы спасти определённое количестве грешников, — тех, кого «избрал в Нём прежде создания мира» (Еф. 1:4), кого Отец «дал Ему» (Ин. 17:9), о ком Он сказал, что пролил за них Свою кровь: «Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28).
Мы утверждаем, что эта последняя точка зрения определяет цель прихода Христа на землю и Его смерти на кресте: «И наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф.1:21); не иудеев, разумеется, так как иудеи не спасаются как весь народ. Иисус «возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5:25). «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Кого имеет в виду Дух Святой, когда говорит «нашего»? Мир? Если так, то значит универсалисты правы, ибо в таком случае Христос был «предан за грехи (мира) и воскрес для оправдания (мира)» (Рим. 4:25); таким образом, мир оправдан пред Богом. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). С другой стороны, это может означать, что потомки Адама умирают в Адаме, что, собственно, и происходит, ибо «смерть перешла во всех человеков» (Рим. 5:12). Но все потомки Христа — Церковь, за которую Он предал Себя, — ожили в Нём. Почему? Разумеется, потому, что Он отдал Себя за них! «Через познание Его Он, Правденик, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис. 53:11). И когда Он совершит это, будучи повешен на кресте, говорит пророк Исаия в величайшей главе своего пророчества, в главе 53-й, «на подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством». Подвиг Его души, который Он совершил, излив душу Свою, предлагая её за наши грехи, произведёт рождение духовных детей для славы Его имени; и Он будет смотреть с довольством, когда увидит Свой труд завершённым.
Мы не должны упускать из вида тот факт, что некоторые места Писания упоминают «мир», и многие люди используют их в качестве отправной точки в рассуждении о вопросе спасения. Однако, если мы сравним отдельные места Писания, то увидим, что при употреблении слова «мир» не всегда имеется в виду «все мужчины и женщины в мире». «Видите, весь мир идет за Ним», — говорили об Иисусе; однако же, не каждый «шёл за» Христом. Это выражение означает «всякого рода люди», а именно как иудеи, так и язычники. Этот важный вопрос должен всегда говорить о божественном намерении: действительно Бог намеревался спасти всех людей или нет? Если Он не намеревался спасти всех людей без исключения, но только избранных, тогда труд Христа на кресте увенчался величайшим успехом, и мы верим тому, что «всё, что даёт Мне Отец, ко Мне придёт» (Ин. 6:37). Если же, с другой стороны, Божьим намерением было спасти весь мир, тогда искупление, совершённое Христом, было величайшим провалом, ибо огромное количество людей не были спасены. Христос заплатил за наши долги! Чьи долги? Долги мира или долги избранных? Разумеется, если человек искуплен своим Спасителем, тогда закон, который он нарушил, должен быть удовлетворён, ибо долг погашен Поручителем от его имени.
Если Ты совершил мое освобождение,
И добровольно вместо меня
Терпел всю ярость Божию,
Бог не потребует двойной оплаты:
Сначала — за кровоточащие руки моего Поручителя,
А потом — за меня.
4. Неотразимая благодать
Этот четвёртый пункт кальвинистского вероучения вновь является логическим выводом из предыдущих принципов. Если люди неспособны спасти самих себя вследствие своей греховной природы, и если намерением Бога было их спасение, которое совершил Христос, то из этого логически следует, что Бог должен обеспечить средства для того, чтобы призвать людей принять это спасение, совершённое Им самим. И хотя кальвинистская богословская система очень логична, всё же это нечто большее, нежели просто логичная система. Это система чистого библейского вероучения, имеющего твёрдое основание в Слове Божием. Содержащаяся в этом вероучении доктрина о неотразимой благодати не является изобретением людей, создавших на Дортском синоде пять пунктов кальвинизма; она — откровение, которое было извлечено из святого Слова Божием. Так, в Послании к Римлянам мы читаем: «А кого Он предопределил, тех и призвал» (Рим. 8:30). Бог не только избирает людей для спасения, но также и призывает тех, кого Он хочет избрать.
Что подразумевается под неотразимой благодатью? Мы знаем, что когда в церкви, на улице или при чтении Слова Божьего звучит евангельский призыв, не каждый внемлет ему. Не каждый слышащий сознаёт свой грех и чувствует, что нуждается в Христе. Это объясняет то, почему мы говорим о двух видах призыва. Существует не только внешний призыв, но и призыв внутренний. Внешний призыв может быть описан, как «слова проповедника», и когда этот призыв раздаётся, он может действовать разными способами в разных сердцах и приводить к различным результатам. Единственное, что он не может, так это вести работу спасения в душе грешника. Для того, чтобы совершить труд спасения, внешний призыв должен сопровождаться внутренним призывом Святого Духа Божиего, ибо именно Он убеждает в «грехе, правде и суде» (Ин. 16:8). Если Дух Святой призывает мужчину, женщин, или подростка по Своей милости — это призвание, которому невозможно противостоять и помешать. Это проявление непреодолимой, неотразимой благодати Божией.
Доказательство этому мы снова и снова находим в Божием Слове Жизни, например, в следующих стихах и отрывках:
1. «Всё, что даёт Мне Отец, ко Мне придёт; и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Обратите внимание на то, что речь здесь идёт о тех, кого Отец «дал Христу» — избранные, которые «придут» к Нему, и когда они придут к Нему, они не будут «изгнаны вон».
2. «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец» (Ин. 6:44). Здесь Господь просто говорит о том, что людям не возможно придти к Нему самим, Отец должен «привлечь» их.
3. «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин. 6:45). Люди могут слышать внешний призыв; но только «научившиеся от Отца» отзовутся на этот призыв и придут ко Христу. Так, мы читаем о Симоне Петре: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17).
4. «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14).
5. «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею...» (Гал. 1:15).
6. «Но вы — род избранный ... дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9).
7. «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе...» (1 Петр. 5:10).
Одной из выдающихся иллюстраций этого учения о неотразимой благодати или о действенном призвании, конечно же, является случай, о котором мы читаем в Деянии Апостолов, в 16 главе. Апостол Павел проповедует Евангелие группе женщин на берегу реки в Филиппах, и в это время «одна женщина, именем Лидия, слушала; и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:14). Павел, проповедник, обращается к слуху Лидии — внешний призыв; но Господь обращается к сердцу Лидии — внутренний призыв действенной благодати.
Арминиане верят в то, что человек может сопротивляться и сопротивляется призыву Евангелия Божиего, и поэтому они утверждают, что доктрина о непреодолимой благодати не может существовать. Мы верим в то, что человек не только может сопротивляться Евангелию Божиему, но в силу самой своей природы он должен сопротивляться этому. Вот почему должна существовать такая доктрина, как доктрина о благодати, которой невозможно противостоять. Другими словами, на нас должно быть оказано какое-то воздействие более сильное, чем наша природа, более сильное, чем наше сопротивление, способное вызвать возрождение нашей души, иначе мы обречены навечно, потому что «душевный человек не принимает того, что от Духа Божиего» (1 Кор. 2:14). Существуют три великие силы, действующие в вопросе спасения человека:
1. Воля человека
2. Воля дьявола
3. Воля Божия
Чья воля одержит победу? Если воля Божия не является победоносной в вопросе нашего спасения, тогда должно быть это воля дьявола, ибо дьявол сильнее, чем мы. Томас Уотсон, знаменитый пуританин, живший в XVII веке, ярко описал этот вопрос следующими словами: «Бог мчится в Своей колеснице Евангелия и одерживает одну победу за другой... Он побеждает гордость в сердцах, заставляет волю, которая не сдавалась как Форт-Рояль, уступать и подчиняться Его благодати. Он заставляет каменные сердца обливаться кровью. О, этот мощный призыв! Почему же некоторые люди говорят только о моральном убеждении? Разве Бог при обращении грешника только вразумляет его морально и не больше? Если Бог при обращении убеждает только изменить мораль и не больше, значит тогда Он употребляет силы для спасения человека не больше, чем дьявол для уничтожения его». Итак, чья воля одержит победу? Наша? Но разве наша воля не сопротивляется Господу как «Форт-Рояль»; «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5:40). Воля дьявола? В таком случае кто же тогда будет спасен, ибо его воля сильнее нашей? Но вот явилось Евангелие «сильнее, чем сила», одерживая победу, мчась в колеснице Его; и Он побеждает! Он побеждает Сатану, а так же он побеждает и слабого человека, во славу Своей действенной благодати.
5. Стойкость святых
И, наконец, последний пункт — гарантии святым. И снова для краткости изложения давайте обратимся к Баптистскому вероисповеданию, которое находится в согласии по этому пункту с другими историческими Исповеданиями веры. В нем говорится: «Те, кого Бог принял в Возлюбленном, действенно призвал и освятил Своим Духом, кому Он дал драгоценную веру Своих избранных, не могут ни полностью, ни окончательно отпасть от благодати. Они определённо будут оставаться в ней до конца и будут навеки спасены, видя, что дары и призвания Божии непреложны» (глава 17, пукнт 1).
Давайте снова убедимся в том, что это в точности то, о чем учит Писание: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? ... Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь ... ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:29 и далее).
Нам следует признать тот факт, что все, что было сделано теми, кто обсуждал эти вопросы на Дортском синоде (или же теми, кто учит подобным образом) было изложено в систематической форме и явилось маленьким компасом учения Евангелия Божьего о свободной и суверенной благодати. Если человек не может спасти сам себя, тогда Бог должен спасти его. И если не все спасены, значит Бог не спас всех. Если Христос уплатил за грехи, то значит Он уплатил за грехи тех, кто спасён. Если Бог намеревается совершить спасение во Христе в сердцах тех, кого Он избрал для спасения, тогда Бог и обеспечит средства для эффективного его свершения. Следовательно, если Он предопределив для спасения, умер, чтобы спасти, и призвал для спасения тех, кто никогда не сможет спасти себя сам, то Он также и сохранит спасённых для вечной жизни во славу Своего Имени.
Таким образом, за полной греховностью, безусловным избранием, ограниченным искуплением, действенным призванием следует учение о стойкости святых до конца. «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6). Слово Божие изобилует ссылками на эту благословенную истину. «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Ин. 6:39). «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28). «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10). «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1).
Отличительным признаком верующего является то, что он принадлежит Христу, что он настойчив в совершении дел Христа, что он «старается делать твёрдым его звание и избрание» (2 Петр. 1:10). Верующий во Христа может впасть в искушение, но Господь «не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение» (1 Кор. 10:13), так что верующий будет участвовать в делах, подобающих его спасению во славу Христа. Как чудесные стихи из Послания к Римлянам (гл.8, стихи 28–39), демонстрирующие божественную логику в божественном вечном спасении; этой логике следует и кальвинизм. Спасение, которое является намерением и целью Бога, должно быть закончено совершением Его великого замысла, заключающегося в том, что те, «кого Он предузнал», навеки соединены со своим Спасителем.
Заключение
Это был краткий обзор учения, которое иногда называют кальвинизмом. Оно далеко от выдумок человека, ибо это та доктрина, которая ясно сформулирована и изложена в Слове Божием.
Все же необходимо поднять этот вечный вопрос: «Препятствует ли кальвинизм делу Евангелия?». Одного быстрого взгляда на историю Церкви Христа в этом мире будет достаточно для того, чтобы убедиться в том, что подобное мнение безосновательно. Евангелие Христа имело больший успех там и тогда, когда народ Господень заключал эту доктрину о благодати в своих сердцах. Мы помним о том рвении, которое побудила Уильяма Кэри покинуть свою обувную лавку и отправиться в Индию для проповеди учения Христа. Кэри был убеждённым кальвинистом, как и Эндрю Фуллер, великий баптистский проповедник, который помогал Баптистскому миссионерскому обществу. Давайте обратимся к словам благочестивого Дэвида Брайнерда, человека верившего, что краснокожие индейцы Америки, так же как и белые, имеют душу: «У меня два страстных желания, — пишет он в своём журнале, — моё собственное освящение и единство всех избранных Божиих». Одним из величайших евангелистов последнего времени был кальвинист Джордж Уайтфилд; его кальвинизм никогда не мешал ему проповедовать Евангелие Христа. Именно о нём были сказаны следующие слова: «С божественным пафосом он увещевал грешников обратиться ко Христу».
Кальвинизм, если мы можем использовать это слово и нас поймут не превратно, являлся религиозным убеждением Роберта Мюррея МакШейна, а также Эндрю Бонэра и Уильяма Бёрнса, величайших лидеров возрождения и миссионерства в Китае. Мученики, реформаторы, столпы Церкви Христа на земле, говоря о своих религиозных убеждениях, которые они проповедовали и за которые умирали, возвещали о спасительной Божьей благодати, дарованной Его избранной пастве. Разве можно всех их перечислить? Лютер, Кальвин, Тиндейл, Латимер, Нокс, Уисхарт, Перкинс, Резерфорд, Беньян, Оуэн, Чарнок, Гудвин, Флейвэл, Уотсон, Генри, Уоттс, Эдвардс, Уайтфилд, Ньютон, Сперджен — всего лишь небольшая, но внушительная армия свидетелей истины суверенной благодати. Являлось ли помехой их труду для Господа то, во что они верили? И во что они верили? Они верили, что Бог — это суверенный Господь. Они не боялись верить, что они поклоняются и служат Богу, который «совершает всё по изволению воли Своей» (Еф. 1:11).
Как хорошо сказал об этом король проповедников, Чарльз Хэддон Сперджен: «Я знал людей, кусающих свои губы и скрипящих зубами от гнева, когда я проповедовал о суверенитете Бога... Доктринёры сегодняшнего дня признают Бога, но, по их мнению, Он не должен быть Царём». Мешали ли религиозные убеждения Сперджена проповеди Евангелия? И тем не менее многие восстали против него из-за его доктрины! «Нас осуждают за преувеличение, — говорил он, — едва ли священник смотрит на нас или отзывается о нас благожелательно; и всё это происходит потому, что мы придерживаемся здравых взглядов о верховном суверенитете Бога, о Его божественных избранниках и особой любви к Его народу».
Возможно, слова этого гиганта Церкви должны быть использованы в качестве заключительного увещевания для того, чтобы заложить крепкую основу этих благословенных истин Слова Божьего и возвещать их во славу Имени Его. «Старая истина, которую проповедовал Кальвин, которую проповедовал Августин, которую проповедовал Павел, эта та истина, которую я должен проповедовать сегодня, иначе я буду нечестен по отношению к своей совести и своему Богу. Я не могу изменить истину, я не знаю такого средства, которое могло бы сгладить острые края доктрины. Проповедь Джона Нокса — это и моя проповедь, та проповедь, которая прогремела по всей Шотландии, должна снова прогреметь и в Англии».
В. Дж. Ситон - пастор Реформатской баптистской церкви в г. Инвернесс, Шотландия

По материалам:

http://www.reformedbelarus.org/content/view/45/27/

http://reformed.ru

Другие статьи по теме:

- Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России
- В чем каемся? И чего у неба просим?
- Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
- Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в.
- Священство и царство в российском общественном сознании
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи