Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
К проблеме диалога со старообрядцами: уроки историиМногие проблемы, с которыми сталкивается Русская Православная Церковь сегодня, имеют давнюю историю. В частности, они отсылают нас к спорам со старообрядцами, к жестам и способам поведения духовных и светских лиц, призванных преодолеть раскол.
В 1893 году Н.С. Лесков в “Вестнике Европы” опубликовал полные горечи “Сибирские картинки XVIII века”. На основании документов, хранившихся в архивах сибирских консисторий, духовных правлений губернских и воеводских канцелярий, а также живых, устных рассказов он живописал нравы и труды азиатского духовенства в царствования Петра Великого и Екатерины II. Неспешно и обстоятельно повествует автор о разного рода поборах, коими занимались тамошние священники. Одни экспроприации совершались ради государева слова и дела, другие — корысти для. И все в целом идеологически оправдывалось неусыпной заботой господствующей религии о спасении заблуждающихся.
Отправной точкой для автора стал изданный 28 февраля 1716 года указ императора о взимании со старообрядцев государственных податей в двойном размере — так называемый “двойной оклад”. Закон этот, в сущности, повторял указ 1714 года, но реально стал работать не в 1714-м и не в 1716-м, а только начиная с 1718 года. Петр отправил на казнь своего сына и круто изменил политику в церковных делах. До этого в вероисповедных вопросах он придерживался достаточно либеральной линии. Сохранилась собственноручная записка Петра от 1715 года, в которой сказано: “С противниками церкви с кротостью и разумом поступать по Апостолу, бых беззаконным яко беззаконен да беззаконных приобрящу, бых всем вся да вси спасу, и не так как ныне жестокими словами и отчуждением” (Г. Есипов. “Раскольничьи дела XVIII столетия”. СПб., 1861. Т. 2. С. 218. — далее: Есипов.). Сторонники старого обряда были призваны из своего кармана пополнить казну, но не спешили нести денежку господину чиновнику. Прекрасно понимавший психологию подданных, законодатель предусмотрел способы поиска и поимки злостных неплательщиков. Историк сообщает: “Вспомогательным средством для открытия раскольников в указе 1716 года было повеление всем и каждому по всей России исповедоваться ежегодно, а кто не будет исповедоваться, о тех подавать именные росписи от духовного начальства губернаторам и ландратам (т.е. дворянам, назначенным в совет при губернаторе. — Б.К.), а светской власти повелено брать штраф денежный и заставлять исповедоваться” (Есипов, 219).
Другие статьи по теме: - Духовная эволюция или деградация? - Проблемы религиозного образования в России - Храм Василия Блаженного - Духовная эволюция или деградация? 2 - О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|