Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории


“Наложение штрафа за неявку к исповеди сначала поручалось светским властям... Ландраты поняли так, что раскольников нужно “записать в двойной оклад”, а церковных, не явившихся к исповеди, следует оштрафовывать втрое... Православные, увидав из этого, что им гораздо выгоднее совсем “записаться по двойному окладу”, объявили себя раскольниками... Другие же люди, которые не хотели зачислять себя в раскольники, “по двойному окладу”, стали обращаться к “приходским попам” с подкупами, чтобы “попы показывали их бывшими” (на исповеди. — Б.К.). Попы брали за это “посулы” и показывали небытейщиков “бывшими”, и таким образом реестрация вместо того, чтобы выяснить дело, повела к усиленной лжи. А как “посулы” за фальшивые отметки небытийщиков “бывшими” брали одни попы и не делились этими доходами с причетниками, то среди сих последних запылала всеобщая зависть против настоятелей и пошли на них доносы” (Н.С. Лесков. Собр. соч. в 12 тт. М., 1989. Т.12. С. 240. — далее: Лесков).

Борьба светских и духовных обличителей выявила любопытную подробность: “Многие священники в поданных ими духовных росписях за 1716 и 1717 годы многих детей своих духовных неисповедовавшихся написали исповедовавшимися, а действительно бывших у исповеди по злобе своей на них записали небывшими”. Битва за доходы сопровождалась бесконечными доносами, сыском и очными ставками. Правительство подливало масла в огонь, издав, например, такой указ: “А буде о тех, кто у исповеди не будет, а священник о том не донесет и за такую его ману взять на нем штраф первое пять рублев, второй десять, а третий пятнадцать рублев. А ежели по тем явится в такой же мане и за то извержен будет священства” (Лесков, 141). Лесков добавляет, что “повелено было “по извержении” священников “взять их имение”, а самих их “отсылать для наказания к гражданскому суду и в каторжные работы”” (Лесков, 142).

Хождение к исповеди в Сибири осложнялось огромными расстояниями между приходами и малым числом действующих храмов: “Церквей на всю Сибирь было тогда числом 160, и из них половина приходилась на город Тобольск и на селения, ближайшие к этому городу” (Лесков, 150). Крестьянину часто проще было никуда не ехать и заплатить “двойной оклад”, чем тащиться по ужасным дорогам за сотню верст в церковь без всякой гарантии, что удастся исповедоваться и причаститься. Священники нередко бывали в разъездах, один иерей порой окормлял несколько приходов.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)
- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Религиозные свободы в России конца xx века
- Археологическое доказательство существования Иисуса Христа
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи