Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Постсекулярная эпоха

Заметки о религиозно-культурной ситуации

Еще сравнительно недавно мы говорили о пострелигиозной эпохе и, соответственно, постхристианской. Собственно, говорили об этом в так называемом свободном мире, описывая ситуацию, сложившуюся в западном обществе. Мы же, подсоветские, стали говорить об этом лишь в постсоветскую эпоху, с опозданием на десятилетия пытаясь осмыслить результаты западного развития.

Речь идет о 1960-х годах, когда и социологи, и радикальные теологи остро почувствовали, что в процессе секуляризации произошел переход количества в качество и действительно наступил “секулярный век”. Достаточно упомянуть имена социолога Питера Бергера (главу из его книги о секуляризации 1967 года недавно опубликовал журнал “Неприкосновенный запас” — № 32, 2003) и теолога Харви Кокса с его книгой “Мирской град” (1965; русский перевод — 1995). В это же время появляется и так называемая теология смерти Бога, авторы которой (Томас Альтицер и др.) пытаются осмыслить евангельское провозвестие в условиях, когда в мире уже не остается места для священного, так что сама религия должна парадоксальным образом секуляризоваться, то есть найти себе место в обществе и мышлении, ставших абсолютно светскими.

Так тогда казалось — и так тогда, судя по всему, и было. Тем более, что внутренние основания для такого поворота, как представлялось, например, провозвестнику “безрелигиозного христианства” Дитриху Бонхефферу, давало и в само христианство. Ведь во Христе Бог становится вполне человеком, входит в мир именно как человек, принимая на себя и таким образом утверждая религиозную значимость посюстороннего существования. И если современный мир уже не нуждается в потустороннем Боге, это еще не значит, что он не нуждается во Христе, в Котором Бог перестает быть потусторонним и включается в саму ткань обычной, светской жизни человека и его мира. Более того, считал Альтицер, только христианин и может говорить о “смерти Бога” — как о Его жертвенном и искупительном акте, как о “смерти”, которая становится отрицанием чистой трансцендентности Бога. Говоря, что “Бог умер”, радикальные теологи стремились выразить утрату трансцендентных, потусторонних оснований мира и одновременно представить христианство как религию мироутверждающую.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  

Другие статьи по теме:

- первая женщина- библиотекарь/ статья м.п.спиридоновой
- Из истории полемики против латинян в xvi веке
- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи