Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Постсекулярная эпоха


Таким образом новоевропейский секулярный проект — это проект в первую очередь социальный и антропологический, а не “идейный” — в смысле замены тотальной религиозной системы представлений другой, квазирелигиозной, системой. Это произошло лишь позже — с выходом на арену марксизма и с его практической реализацией в антирелигиозном идеократическом государстве. А вплоть до 1917 года секуляризация отнюдь не означала установки на уничтожение религии как таковой — она предполагала лишь ее транспозицию. И не только и не столько из области общезначимого в область частного, сколько именно из сферы культуры в сферу собственно религиозную. Теперь не культура стала определяться религией, а религия интерпретироваться культурой, которая и определяет ей место в мире. И соответственно человек тоже стал теперь не определяться религией, но выбирать себе религию — даже если он в ней воспитан.

Конечно, это не что иное, как духовная революция.

Сфера духовной жизни человека и западного (христианского) “человечества” стала шире религиозной сферы, в ней свое особое и законное место заняли философия, наука, искусство, литература, образование и воспитание, социальная этика, практическая психология, вплоть до так называемой физической культуры и, наконец, современная культура в целом. Просвещенческий новоевропейский проект, важнейшей составляющей которого является секуляризация, — это по существу “культурный проект”; недаром и само современное понятие “культуры” есть его детище. “Культура” возникла как альтернатива досовременному комплексу идейных и поведенческих норм, основой и ядром которого была именно религия. “Культура” — это то, что остается после изъятия актуальной религиозности из “культурной жизни” человека и общества, когда в культуре уже нет ничего, кроме “культуры”. В этой перспективе сама религия понимается как часть культуры, то есть редуцируется до особого типа посюстороннего опыта, что позволяет “взять все ценное из векового религиозного наследия человечества”, интерпретировав это “все” в культурно-секуляристском ключе. То есть “обезвредить” религию как религию.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  

Другие статьи по теме:

- Иерусалимский храм
- Храм Василия Блаженного
- Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
- Духовная эволюция или деградация? 2
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи