Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


Автоматизация учета ресторана - https://iiko.ru/. Удобное и надежное решение.
 

Постсекулярная эпоха


Эти реакции отразили суть и парадокс секуляризации, которая стала революцией в отношении к религии и религиозному.

У религии всегда была своя собственная область, свой топос, но он находился в диалектической и диалогической связи с областью иного, внерелигиозного, что и описывается известной схемой “сакральное — профанное”. Профанное является профанным именно по отношению к сакральному, и две эти сферы определяют друг друга и взаимодействуют, хотя они и разделены. Религиозное присутствует во внерелигиозном, а это последнее не существует без связи с религией и отношения к ней. Так было всегда — в досовременную эпоху. И это характерно и для нынешних “досовременных” обществ и культур.

Секуляризация же восстает на эту структуру и хочет ее уничтожить. Она выделяет светское как автономное, как достаточное и самодостаточное, изгоняя религию за пределы социального мира и тем самым принуждая ее или умереть, или секуляризоваться, признав, что теперь в мире все по существу своему является лишь светским, что мир обрел свои собственные основания. Религия становится чем-то излишним, несущественным, — необязательным “увлечением” отдельных людей типа рыбалки по воскресеньям или писания стихов в домашний альбом. И поэтому-то такие теологи, как Альтицер, и заговорили о том, что “актуализация профанного требует отрицания священного”, что “трансценденция полностью трансформировалась в имманентность”.

Но парадокс (или, наоборот, логическое следствие) секуляризации заключается в том, что, выделяя некую “новую субстанцию” абсолютно светского, то есть такого светского, которое является светским вне и помимо отношения с религиозным (вещь, ранее немыслимая), теоретики и практики секуляризации в то же время и тем самым получили и новую “субстанцию” религии. Появилась, так сказать, чисто религиозная религия, не имеющая обязательного отношения к тому, что не является собственно религиозным.

Так возникло в современном мире, ставшем секулярным, новое понимание религии. Будучи, по существу, новой постановкой проблемы религии, процесс этот обернулся новым рождением религии — рождением ее в новом качестве.

Таким образом, “секулярный проект” вовсе не предполагал насильственного уничтожения религии — он был рассчитан на ее вытеснение и “естественное” умирание. Просто религию лишали ее былой власти, которую восхитил saeculum — “этот век” и “мир сей”.


1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  

Другие статьи по теме:

- Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России
- Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Духовная эволюция или деградация?
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи