Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Постсекулярная эпоха
Но единого общего мира в планетарном масштабе — не было. И духовно, и политически территории завоевывались и присоединялись. Мусульмане завоевывали христианские земли, христиане — мусульманские и всякие иные.
Теперь весь мир уже завоеван постхристианством. И результатом этого завоевания становится сопротивление культур и обществ, которые не являются пострелигиозными. Иначе говоря, глобализация, которая не есть только результат развития западного мира, но и его проект, опирается (помимо экспансии как таковой) на ту самую новоевропейскую секулярную идею “культуры”, то есть на представление, что “все люди равны”, а культурные различия несущественны, поскольку теперь — “как мы знаем” — культура определяется наукой, техникой и правами человека, а не какими-то архаичными, досовременными особенностями, вроде религии. Однако в последней четверти прошлого века некоторыми антропологами (например, американец Клиффорд Гирц) и западными христианскими теологами (например, американец Джордж Линдбек) было вполне осознано, что культуры, а также религиозные конфессии представляют собой разные “миры”, которые не поддаются конвергенции или приведению к одному доктринальному знаменателю. Универсальное и особенное в конкретных культурах или конфессиональных традициях находятся в сложном взаимодействии, так что наивный культурный или религиозный экуменизм не имеет под собой твердой почвы. Иными словами, глобализация не может быть “культурной” или “религиозной”. Глобализация — это вызов культурам и религиям (и даже отдельным христианским конфессиям) со стороны унификаторов, вдохновленных “просвещенческой парадигмой”, секулярной по своему существу. Новоевропейская “культура” потому и стала квазирелигиозным проектом, что имела целью заместить культуру (или культуры), невозможную вне и без религии. В этом смысле постмодерн более справедлив: он ничего собой не замещает, а лишь “констатирует” результат секуляризации.
Главное значение глобализации как постсекулярного феномена — это расширение религиозной ситуации “постхристианского мира” до масштабов человечества в его действительном объеме. Это конец европоцентризма, который теперь оказывается формой провинциализма (европоцентризм был одним из “моторов” глобализационных процессов, но в результате сам себя преодолел). Ныне религия — это не только традиционные, доминирующие религии и конфессии западного мира. Это все религии всего мира вплоть до самых мелких культов, как новых, так и коренных этнических. Теперь все воспринимается в глобальном масштабе и все на все воздействует, так что религиозная ситуация Запада — это мировая религиозная ситуация.
Другие статьи по теме: - Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в. - Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь - Неоготика - Шатровые каменные храмы - Проблемы религиозного образования в России
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|