Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Ученые тоже верят в потусторонние силыВ сущности, убежденный атеист – тот же верующий человек, исповедующий материальные принципы обустройства мира. Возможно, врачу или инженеру, вступающим в отношения с конкретным организмом или прибором, которые можно «пощупать руками» и совершить над ними целенаправленные действия, легче стать закоренелыми материалистами, чем психологу или гуманитарию, путешествующим по заповедным лабиринтам человеческих душ. Но тот же физик-теоретик, являющийся приверженцем квантовой механики, фрактальной логики, теории относительности или волновой генетики, не отрывается ли он от материального носителя в сферу такого неощутимого идеального, которое не то что руками потрогать, но и вообразить немыслимо обычному человеку. Как сказал один знаменитый математик о другом не менее знаменитом поэте: чтобы заняться наукой, ему не хватило фантазии. И все-таки одно дело, когда интеллектуальные экзерциции базируются на экспериментальных фактах и заканчиваются спрогнозированным подтверждением, как это происходит, например, в случае управляемой ядерной реакции, или при изучении космических объектов. Однако в повседневности встречается гораздо больше неподтвержденных теорий и гипотез, как это имеет место в уфологии, парапсихологии, толковании паранормальных явлений и проч.
Известный советский биофизик М.В. Волькенштейн на экзаменах по своему предмету любил задавать студентам вопрос о природе межатомных взаимодействий в растворимой белковой глобуле или молекуле ДНК. Если студент уверенно перечислял все известные виды физических сил, профессор не без хитрости щурил глаз и глубокомысленно вопрошал: «А за счет чего же она живет?». Вот тут-то крылся самый подвох, и, упаси Бог, экзаменующемуся было пуститься в пространные рассуждения о животворящей силе, метагенетических лучах Гурвича, сверхслабых информационных полях – его ждал незамедлительный провал и анафема, а профессор потирал руки в удовлетворении, что разоблачил очередного «лжеученого». Последние годы жизни (1912...1992) Михаил Владимирович особенно много сил уделял борьбе с лженаучными теориями, но, к сожалению, не дожил до времени их пышного цветения. Люди оказались куда более иррациональными, чем виделось многим приверженцам «строгих правил».
Издатель журнала «Скептик» Майкл Шермер в предисловии к своей недавно вышедшей книге «Почему люди верят в странные вещи» цитирует замечание профессора психологии Роберта Штенберга: «Конечно, занимательно слушать о заблуждениях других, когда мы сами абсолютно уверены, что никогда не будем столь глупы. Но возникает вполне обоснованный вопрос: почему даже умные люди верят в таинственные силы?» Шермер объясняет это тем, что интеллектуалы не могут и не хотят расставаться с предрассудками, потому что они привыкли отстаивать свои убеждения, вне зависимости от того, какими путями они пришли к ним. Подобным образом Лев Толстой описывает чувства героя, который сначала врал на потеху публике, потом привык, а с годами сам поверил в придуманную ложь.
Другие статьи по теме: - В чем каемся? И чего у неба просим? - Стоглав и его место в русской канонической традиции - Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви - Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский - Ученые тоже верят в потусторонние силы
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|