Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

первая женщина- библиотекарь/ статья м.п.спиридоновой

История библиотек связана с экономическим, политическим и культурным развитием страны. Каждая эпоха по-своему строила общественные институты, в том числе библиотеки. Преобладающим направлением в библиотечном деле в древности было собирание книг, Наши предки сами называли библиотеку "книгохранилище", "книгохранительница".
В 1037 г Ярослав Мудрый основал библиотеку в Киеве при Софийском соборе. Это собрание считается первой библиотекой на Руси. У князей, бояр и других людей, "насытившихся "сладостью книжной", имелись собственные манускрипты.
Одной из крупных русских "книгохранительниц" была библиотека полоцкого Софийского собора, на становление которой существенное влияние оказала деятельность знаменитой просветительницы ХII в. княгини Евфросинии. Евфросиния Полоцкая считается первой женщиной-библиотекарем на Руси.
Родиной Евфросинии был город Полоцк - центр мощного княжества и один из древнейших городов восточных славян. Именно здесь выбрал себе в жены гордую Рогнеду киевский князь Владимир, с именем которого связано крещение Руси. Дед Евфросинии, князь Всеслав Брячиславич, построил в Полоцке кафедральный Софийский собор, о котором угюминается в "Слове о полку Игореве". Он же основал Пятницкую церковь и монастырь во имя святых русских князей-мучеников Бориса и Глеба. Его невестка, жена князя Романа Всеславича, после смерти мужа удалилась в этот монастырь и вскоре была поставлена в нем игуменьей.
Из этой благочестивой семьи князей полоцких и происходит Евфросиния, родившаяся от князя Георгия Всеславича и жены его Софии (она появилась на свет между 1101 и 1108 гг.). Родители по обычаю то го времени дали своей дочери семейное языческое имя - Предслава. С детских лет она была "умна книжному писанию". Училась дома, при княжеском дворе, где имела широкий доступ к книгам. Кроме богослужебной и другой религиозной литературы Предслава могла читать популярные сборники афоризмов, знакомившие с античной историей. Княгиня училась и мастерству каллиграфа. От кормилицы, нянек, матери она слышала сказки, обрядовые песни, заговоры и заклятия.
Предслава знала всех языческих богов. С самых ранних лет она поражала родителей и учителей прилежанием и сообразительностью, превзойдя в книжном учении своих братьев и сестер. Находя усладу и силу в чтении Священного Писания, княжна любила бывать в храме и большую часть времени проводила в молитве.
Духовной красоте и совершенствам Предславы соответствовала ее необыкновенная привлекательность. "Бе бо лепа лицом", говорит о ней "Степенная книга". Слава о красоте и образованности Предславы стала распространяться по земле Полоцкой и в соседних княжествах. Едва княжна достигла двенадцати лет, как стали являться к ее родителям просители ее руки для себя или своих сыновей. Перед девушкой открывалась обычная для женщин ее круга судьба: рождение и воспитание детей, хозяйственные заботы, ожидание мужа из походов. Родители, выбрав самого достойного юношу, предлагали ей вступить с ним в брак.
Но не земного жениха выбрала Предслава: всей душой она стремилась к небесному жениху - Христу. Тайно от всех она ушла из родного княжеского дома в Борисоглебский монастырь к своей тетке игуменье. Та старалась отговорить девушку от монашества, ссылаясь на ее юный возраст и возможный гнев отца, но Предслава добилась своего и под именем Евфросинии приняла постриг.
Юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в церкви Святой Софии в боковой комнатке - "голубнице", т. е. в чердачной пристройке, где имелось помещение для хранения книг. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Часть переписанных Евфросинией книг продавалась богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Для бедных церквей она делала списки Евангелия бесплатно. Евфросиния писала стихи, переводила с греческого языка, а возможно, и с латинского, создавала молитвы, пополняла Полоцкую летопись.
Княжна мечтала о том, чтобы перепиской книг в Полоцке занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта воплотилась в реальность после основания ею двух церквей - Св. Спаса и Пресвятой Богородицы. При церкви Св. Спаса Евфросиния осно-вала женский монастырь, а при церкви Пресвятой Богородицы - мужской. В созданных ею монастырях она организовала школы. Здесь обучались и сестры Евфросинии - Гордислава и Звенислава, которым после пострига в монахини дали имена Евдокия и Ев-праксия. При монастырях были созданы скриптории - мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй - миниатюры, третий - переплеты. В основанных Евфросинией монастырях создавались прекрасные памятники книжного искусства, например Погодинское Евангелие ХI в.
Воздвигнутый по воле Евфросинии Спасский собор свидетельствует о ее тонком художественном вкусе. Этот собор построил выдающийся мастер по имени Иван. Его артель за короткий срок соорудила изящный храм, внутренние стены которого покрыты легкими, будто воздушными, фресками. На одной из них, как предполагают, изображена сама Евфросиния. Внутри церкви, на хорах, есть две маленькие крестообразные кельи. Одна из них предназначалась для самой настоятельницы обители, другая для ее сестры Евдокии.
С именем Евфросинии связано создание драгоценного креста, носящего ее имя, - редчайшего произведения прикладного искусства Х в. На боковых сторонах креста идет запись, которая свидетельствует, что Евфросиния приказала изготовить этот крест в 1161 г., что золото и серебро, каменья и жемчуг обошлись ей в 100 гривен и что еще 40 гривен было уплачено мастеру. Мельчайшими буковка ми мастер начертал свое имя: "Господи, помози рабу своему Лазорю, нареченному Богши, сделавшим крест сей церкви Святого Спаса Евфросинии".
На склоне лет Евфросиния приняла решение совершить паломничество в Иерусалим. С собой в дальнюю дорогу она взяла двоюродную сестру Евпраксию и брата Давида. Заболев в пути, княжна умерла (согласно ее Житию, это произошло 23 мая 1173 г.) и была погребена в иерусалимском монастыре Св. Феодосия.
Мощи Евфросинии недолго оставались в Иерусалиме. Через 14 лет после ее кончины, в 1187 г, готовясь к штурму Иерусалима, султан Саладдин за выкуп позволил христианам покинуть город. Вместе с другими реликвиями православные монахи перевезли мощи Евфросинии с Ближнего Востока в Киев и перезахоронили в Киево-Печерской лавре. Еще в домонгольское время было написано "Житие Евфросинии Полоцкой".
Полочане никогда не оставляли надежду на перенесение ее святых мощей из киевских пещер в Полоцк. Только в 1870 г. в ответ на неоднократные просьбы полоцкого епископа Саввы, было разрешено перенести из Киева часть мощей (а именно средний палец правой руки) в основанную Евфросинией Спасскую обитель в Полоцке. И лишь в 1910 г. в По- лоцк торжественно доставили все останки просветительницы.
Память о Евфросинии как о первой женщине - библиотекаре на Руси живет и в наши дни. Ведь в ее Житии говорится, что она - "небопарный орел, попаривший от запада и до востока, яко луча солнечная, просветивши всю землю...".

Марина Павловна Спиридонова, главный библиотекарь Российской государственной библиотеки, г. Москва
Журнал "Библиотека", 2002, № 10, С.74-75.

Другие статьи по теме:

- Храм Василия Блаженного
- Археологическое доказательство существования Иисуса Христа
- Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
- Повседневная жизнь русского средневекового монастыря
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи