Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
Владыка Питирим занимался не только активной борьбой с расколом, но и поиском сочувствующих старой вере. Его беспокоил тот факт, что многие верующие скрывают свои истинные убеждения “по согласию с попом церковным”. Питириму принадлежит проект клятвы, которая позволила бы вывести таких хитрецов на чистую воду: “То повелеть того раскольщика исповедати иному попу суще верному, который не укрыл бы раскольщика, а по исповедании оный раскольщик, аще бы он был и недостоин святых таин причащения, но убо ради о нем достоверного свидетельства, подобает архиерею оныя грехи возбраняющие от святого причащения разрешить и Св. Таин повелеть причастить, но непросто: пред часами повелеть оному раскольщиков проклинать и себя самого сицевым образом: проклинаю всех тех, которые святейшего патриарха Никона называют еретиком, проклинаю всех, иже ныне не крестятся тремя первыми персты, проклинаю всех таковых, иже ныне говорят по псалмех аллилуиа по дважды, а не по трижды” (Есипов, 215).
Иными словами, нижегородский архиерей предлагал использовать исповедь и причастие в качестве орудий государственного сыска. В проекте Питирима очень показательно требование проклинать людей перед причащением. Но Церковь вообще никого не проклинает. Анафематствование же является не ветхозаветным проклятием, а терапевтическим приемом отсечения от церковного тела тех его членов, которые упорствуют в заблуждении или грехе, но совершается оно в надежде, что они через покаяние вернуться в лоно Церкви. Таким образом, в случае с “клятвой Питирима” налицо кощунственное отношение к таинствам, их профанация.
В своей деятельности Питирим шел дальше требований использовать богослужение в качестве полицейской дубинки. Вот достаточно показательный пример: опасаясь дальнейшего распространения раскола среди монашествующих, епископ предложил царю запретить монахам “жить в лесах и полях, на погостах и по мирным домам”, а причину для отвода глаз “выставить такую, что в лесах немало разбойников и беглых солдат” (Есипов, 221).
Другие статьи по теме: - Когда наука становится религией - Шатровые каменные храмы - Образ Иерусалимского храма - Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь - Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|