Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории


Владыка Питирим занимался не только активной борьбой с расколом, но и поиском сочувствующих старой вере. Его беспокоил тот факт, что многие верующие скрывают свои истинные убеждения “по согласию с попом церковным”. Питириму принадлежит проект клятвы, которая позволила бы вывести таких хитрецов на чистую воду: “То повелеть того раскольщика исповедати иному попу суще верному, который не укрыл бы раскольщика, а по исповедании оный раскольщик, аще бы он был и недостоин святых таин причащения, но убо ради о нем достоверного свидетельства, подобает архиерею оныя грехи возбраняющие от святого причащения разрешить и Св. Таин повелеть причастить, но непросто: пред часами повелеть оному раскольщиков проклинать и себя самого сицевым образом: проклинаю всех тех, которые святейшего патриарха Никона называют еретиком, проклинаю всех, иже ныне не крестятся тремя первыми персты, проклинаю всех таковых, иже ныне говорят по псалмех аллилуиа по дважды, а не по трижды” (Есипов, 215).

Иными словами, нижегородский архиерей предлагал использовать исповедь и причастие в качестве орудий государственного сыска. В проекте Питирима очень показательно требование проклинать людей перед причащением. Но Церковь вообще никого не проклинает. Анафематствование же является не ветхозаветным проклятием, а терапевтическим приемом отсечения от церковного тела тех его членов, которые упорствуют в заблуждении или грехе, но совершается оно в надежде, что они через покаяние вернуться в лоно Церкви. Таким образом, в случае с “клятвой Питирима” налицо кощунственное отношение к таинствам, их профанация.

В своей деятельности Питирим шел дальше требований использовать богослужение в качестве полицейской дубинки. Вот достаточно показательный пример: опасаясь дальнейшего распространения раскола среди монашествующих, епископ предложил царю запретить монахам “жить в лесах и полях, на погостах и по мирным домам”, а причину для отвода глаз “выставить такую, что в лесах немало разбойников и беглых солдат” (Есипов, 221).

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
- Храм Василия Блаженного
- К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
- Шатровые каменные храмы
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи