Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории


Владыка Питирим занимался не только активной борьбой с расколом, но и поиском сочувствующих старой вере. Его беспокоил тот факт, что многие верующие скрывают свои истинные убеждения “по согласию с попом церковным”. Питириму принадлежит проект клятвы, которая позволила бы вывести таких хитрецов на чистую воду: “То повелеть того раскольщика исповедати иному попу суще верному, который не укрыл бы раскольщика, а по исповедании оный раскольщик, аще бы он был и недостоин святых таин причащения, но убо ради о нем достоверного свидетельства, подобает архиерею оныя грехи возбраняющие от святого причащения разрешить и Св. Таин повелеть причастить, но непросто: пред часами повелеть оному раскольщиков проклинать и себя самого сицевым образом: проклинаю всех тех, которые святейшего патриарха Никона называют еретиком, проклинаю всех, иже ныне не крестятся тремя первыми персты, проклинаю всех таковых, иже ныне говорят по псалмех аллилуиа по дважды, а не по трижды” (Есипов, 215).

Иными словами, нижегородский архиерей предлагал использовать исповедь и причастие в качестве орудий государственного сыска. В проекте Питирима очень показательно требование проклинать людей перед причащением. Но Церковь вообще никого не проклинает. Анафематствование же является не ветхозаветным проклятием, а терапевтическим приемом отсечения от церковного тела тех его членов, которые упорствуют в заблуждении или грехе, но совершается оно в надежде, что они через покаяние вернуться в лоно Церкви. Таким образом, в случае с “клятвой Питирима” налицо кощунственное отношение к таинствам, их профанация.

В своей деятельности Питирим шел дальше требований использовать богослужение в качестве полицейской дубинки. Вот достаточно показательный пример: опасаясь дальнейшего распространения раскола среди монашествующих, епископ предложил царю запретить монахам “жить в лесах и полях, на погостах и по мирным домам”, а причину для отвода глаз “выставить такую, что в лесах немало разбойников и беглых солдат” (Есипов, 221).

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Постсекулярная эпоха
- О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
- Шатровые каменные храмы
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
- Духовная эволюция или деградация? 2
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи