Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории


Однако язык старообрядцев, находившихся в оппозиции к церковному официозу, во многом был начетническим и не мог выразить истинную природу Церкви. Раскол выявил и укрепил богослужебное сознание, для которого Евхаристии перестает быть центром общинной жизни. Например, у современных старообрядцев во время чтения в алтаре Евхаристической молитвы (анафоры) на клиросе могут звучать песнопения молебна, что разрывает и без того слабую связь между литургическим собранием и его предстоятелем и еще больше затемняет центральную часть Евхаристической литургии. Однако эти черты старообрядческого сознания характерны и для “никонианской” Церкви. Такой подход к богослужению устраивал большинство духовенства, так что использование государственной машины для подавления инакомыслия можно считать отдаленным следствием того разделения клира и мирян, которое происходило в храме. И это относится не только к официальной Церкви. Ничуть не оправдывая тех жестоких преследований, которым подверглись сторонники старого обряда, замечу, что и сами староверы — тот же протопоп Аввакум — более чем резко высказывались против “никониан” и готовы были поступить с ними со всей суровостью, свойственной XVII веку.

Одним из активных миссионеров петровской эпохи считается Нижегородский епископ Питирим. Основной принцип его деятельности может быть выражен его же собственными словами: “Следует хватать, ловить раскольников, под тесноту штрафов увещевая Писанием” (А.Л. Синайский. “Из истории мероприятий против русского раскола старообрядчества”. СПб., 1906. С. 41. — далее: Синайский). Находясь на нижегороской кафедре с 1719 по 1739 годы, он, по его же словам, обратил в православие до 80 тысяч раскольников. Однако цифра эта явно завышена. Как сообщает Синайский, “документы свидетельствуют о немногих и частных обращениях раскольников к церкви, а не о массовых и многочисленных” (Синайский, 83).

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени
- ю.н. столяров библия и библиотеки
- Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века
- Про «это» – православным
- человек-овца и господь бог
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи