Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории


Однако язык старообрядцев, находившихся в оппозиции к церковному официозу, во многом был начетническим и не мог выразить истинную природу Церкви. Раскол выявил и укрепил богослужебное сознание, для которого Евхаристии перестает быть центром общинной жизни. Например, у современных старообрядцев во время чтения в алтаре Евхаристической молитвы (анафоры) на клиросе могут звучать песнопения молебна, что разрывает и без того слабую связь между литургическим собранием и его предстоятелем и еще больше затемняет центральную часть Евхаристической литургии. Однако эти черты старообрядческого сознания характерны и для “никонианской” Церкви. Такой подход к богослужению устраивал большинство духовенства, так что использование государственной машины для подавления инакомыслия можно считать отдаленным следствием того разделения клира и мирян, которое происходило в храме. И это относится не только к официальной Церкви. Ничуть не оправдывая тех жестоких преследований, которым подверглись сторонники старого обряда, замечу, что и сами староверы — тот же протопоп Аввакум — более чем резко высказывались против “никониан” и готовы были поступить с ними со всей суровостью, свойственной XVII веку.

Одним из активных миссионеров петровской эпохи считается Нижегородский епископ Питирим. Основной принцип его деятельности может быть выражен его же собственными словами: “Следует хватать, ловить раскольников, под тесноту штрафов увещевая Писанием” (А.Л. Синайский. “Из истории мероприятий против русского раскола старообрядчества”. СПб., 1906. С. 41. — далее: Синайский). Находясь на нижегороской кафедре с 1719 по 1739 годы, он, по его же словам, обратил в православие до 80 тысяч раскольников. Однако цифра эта явно завышена. Как сообщает Синайский, “документы свидетельствуют о немногих и частных обращениях раскольников к церкви, а не о массовых и многочисленных” (Синайский, 83).

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Из истории полемики против латинян в xvi веке
- человек-овца и господь бог
- Храм Василия Блаженного
- К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
- Духовная эволюция или деградация? 2
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи