Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
Однако язык старообрядцев, находившихся в оппозиции к церковному официозу, во многом был начетническим и не мог выразить истинную природу Церкви. Раскол выявил и укрепил богослужебное сознание, для которого Евхаристии перестает быть центром общинной жизни. Например, у современных старообрядцев во время чтения в алтаре Евхаристической молитвы (анафоры) на клиросе могут звучать песнопения молебна, что разрывает и без того слабую связь между литургическим собранием и его предстоятелем и еще больше затемняет центральную часть Евхаристической литургии. Однако эти черты старообрядческого сознания характерны и для “никонианской” Церкви. Такой подход к богослужению устраивал большинство духовенства, так что использование государственной машины для подавления инакомыслия можно считать отдаленным следствием того разделения клира и мирян, которое происходило в храме. И это относится не только к официальной Церкви. Ничуть не оправдывая тех жестоких преследований, которым подверглись сторонники старого обряда, замечу, что и сами староверы — тот же протопоп Аввакум — более чем резко высказывались против “никониан” и готовы были поступить с ними со всей суровостью, свойственной XVII веку.
Одним из активных миссионеров петровской эпохи считается Нижегородский епископ Питирим. Основной принцип его деятельности может быть выражен его же собственными словами: “Следует хватать, ловить раскольников, под тесноту штрафов увещевая Писанием” (А.Л. Синайский. “Из истории мероприятий против русского раскола старообрядчества”. СПб., 1906. С. 41. — далее: Синайский). Находясь на нижегороской кафедре с 1719 по 1739 годы, он, по его же словам, обратил в православие до 80 тысяч раскольников. Однако цифра эта явно завышена. Как сообщает Синайский, “документы свидетельствуют о немногих и частных обращениях раскольников к церкви, а не о массовых и многочисленных” (Синайский, 83).
Другие статьи по теме: - Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени - ю.н. столяров библия и библиотеки - Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века - Про «это» – православным - человек-овца и господь бог
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|