Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
Современный исследователь старообрядчества М.А. Дзюбенко обратил внимание на удивительные параллели в судьбе двух частей Русской Церкви. Так, гонение на приверженцев старых обрядов “прообразовало” преследование верующих в советские годы, а постановления по делам раскола порой очень похожи на решения пресловутого Совета по делам религий и его уполномоченных на местах. Как во времена “Соловецкого сидения”, в годы осады Соловков царскими войсками, страдали приверженцы древнего благочестия, которые позже здесь же содержались как в тюрьме, так в 1920-е годы в обители на Белом море томились и погибали православные новомученики и исповедники. И если при Николае I сторонники официальной Церкви закрывали “раскольнические” монастыри (и бывало, при этом поливали монахов на морозе водой, чтобы те поскорей уходили — как тут не вспомнить легендарного генерала Карбышева?), то в ленинско-сталинскую эпоху ту же участь разделили почти все монашеские обители.
Политика государства и официальной Церкви по отношению к старообрядцам находилась в зависимости от имперской идеологии и задач внутренней политики. Когда по экономическим или политическим причинам государству было выгодно не замечать старообрядцев, те бурно развивались (по некоторым данным около трети населения отошло от пореформенной, “никонианской” Церкви). Когда же эти причины отпадали или становились менее существенными, церковно-государственный аппарат начинал “закручивать гайки”, лишая воздуха тех, кто напрямую конкурировал с синодальным православием.
Мы можем говорить о старообрядчестве как о сложном, динамическом единстве разнопорядковых элементов (нелегальные монастыри, скиты и села, профессиональные проповедники и сочувствующий народ, легальная и нелегальная, чаще всего рукописная, литература, хозяйственная и коммерческая деятельность). Все эти элементы были объединены общими преданиями и общим негативным отношением к “никонианской” Церкви, то есть своего рода общим ценностным кодом. В свою очередь в структуре старообрядческого сообщества можно различить центр (связанный прежде всего с традициями таких духовно значимых для приверженцев протопопа Аввакума мест, как Выг и Белая Криница), который вырабатывал общий язык самоописания этого сообщества, и периферию.
Другие статьи по теме: - Археологическое доказательство существования Иисуса Христа - Когда наука становится религией - Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви - Неоготика - Повседневная жизнь русского средневекового монастыря
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|