Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Из истории полемики против латинян в xvi веке


Крушение Византийской империи в 1453 г. ослабило позиции Восточной церкви настолько, что уже через 5 лет после падения Константинополя стало возможным беспрецедентное поставление Киевского митрополита в Риме. Ученик митрополита Исидора Григорий был поставлен митрополитом Киевским, Литовским и всея Руси, что было осуществлено Римскими папами Каллистом III (21 июля 1458 г.) и его преемником Пием II (3 сентября 1458 г., когда была дана официальная грамота) при участии Константинопольского патриарха-униата Григория Маммы, проживавшего в Риме . Хотя ранее, в 1451 г., Казимир IV признал права митрополита Ионы на "киевский столец" , теперь он принял митрополита Григория и летом 1460 г. направил в Москву посла писаря Якуба с предложением сместить митрополита Иону по причине старости, заменив его Григорием, на что последовал категорический отказ Василия II . Эти события означали фактическое разделение Киевской митрополии. Их осмыслению посвящен ряд сочинений, созданных в кругах, близких к митрополичьей кафедре и митрополиту Ионе (умер в 1461 г.). Самым значительным среди них является "Слово на латыню" (известно в редакции, составленной после поставления митрополита Феодосия, но восходит к протографу, составленному при жизни митрополита Ионы) . "Слово на латыню" - один из самых значительных полемических памятников XV в. В нем сформулирована не только антилатинская позиция Русской православной церкви, которая останется действенной и позже, но также многие положения русской церковно-политической мысли, более детально разработанные в XVI в. История Флорентийского собора, осуждение унии представлены в длительной исторической перспективе, в связи с историей разделения Церквей в IX - X вв. и с разделением митрополии Киевской и всея Руси в 1458 - 1459 гг. По-прежнему одной из ведущих остается "царская тема" (о царском достоинстве московских великих князей: имя Василия III присутствует иногда с царским титулом и без отчества, как у византийских василевсов). Все деяния церковной и светской властей в 1441 - 1462 гг. описаны как проявление симфонии священства и царства.

Попытки распространить власть митрополита Григория на епархии Московской митрополии и в особенности на Новгород делались и позже: в Москву с этой целью весной 1468 г. снова приходил посол Казимира IV - тот же писарь Якуб, но он вновь получил отказ Ивана III на основе решения Собора русских епископов . Походы Ивана III на Новгород, особенно в 1471 г., религиозные и церковно-политические причины которых подчеркиваются в летописании, также имели в качестве одного из мотивов готовность некоторых представителей новгородского боярства (в частности, семейства Борецких) признать юрисдикцию митрополита Григория .

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  

Другие статьи по теме:

- Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви
- Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь
- Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
- ю.н. столяров библия и библиотеки
- человек-овца и господь бог
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи