Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Из истории полемики против латинян в xvi веке
Крушение Византийской империи в 1453 г. ослабило позиции Восточной церкви настолько, что уже через 5 лет после падения Константинополя стало возможным беспрецедентное поставление Киевского митрополита в Риме. Ученик митрополита Исидора Григорий был поставлен митрополитом Киевским, Литовским и всея Руси, что было осуществлено Римскими папами Каллистом III (21 июля 1458 г.) и его преемником Пием II (3 сентября 1458 г., когда была дана официальная грамота) при участии Константинопольского патриарха-униата Григория Маммы, проживавшего в Риме . Хотя ранее, в 1451 г., Казимир IV признал права митрополита Ионы на "киевский столец" , теперь он принял митрополита Григория и летом 1460 г. направил в Москву посла писаря Якуба с предложением сместить митрополита Иону по причине старости, заменив его Григорием, на что последовал категорический отказ Василия II . Эти события означали фактическое разделение Киевской митрополии. Их осмыслению посвящен ряд сочинений, созданных в кругах, близких к митрополичьей кафедре и митрополиту Ионе (умер в 1461 г.). Самым значительным среди них является "Слово на латыню" (известно в редакции, составленной после поставления митрополита Феодосия, но восходит к протографу, составленному при жизни митрополита Ионы) . "Слово на латыню" - один из самых значительных полемических памятников XV в. В нем сформулирована не только антилатинская позиция Русской православной церкви, которая останется действенной и позже, но также многие положения русской церковно-политической мысли, более детально разработанные в XVI в. История Флорентийского собора, осуждение унии представлены в длительной исторической перспективе, в связи с историей разделения Церквей в IX - X вв. и с разделением митрополии Киевской и всея Руси в 1458 - 1459 гг. По-прежнему одной из ведущих остается "царская тема" (о царском достоинстве московских великих князей: имя Василия III присутствует иногда с царским титулом и без отчества, как у византийских василевсов). Все деяния церковной и светской властей в 1441 - 1462 гг. описаны как проявление симфонии священства и царства.
Попытки распространить власть митрополита Григория на епархии Московской митрополии и в особенности на Новгород делались и позже: в Москву с этой целью весной 1468 г. снова приходил посол Казимира IV - тот же писарь Якуб, но он вновь получил отказ Ивана III на основе решения Собора русских епископов . Походы Ивана III на Новгород, особенно в 1471 г., религиозные и церковно-политические причины которых подчеркиваются в летописании, также имели в качестве одного из мотивов готовность некоторых представителей новгородского боярства (в частности, семейства Борецких) признать юрисдикцию митрополита Григория .
Другие статьи по теме: - Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь - Про «это» – православным - Храмы «под звоном» - Религиозные свободы в России конца xx века - Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|