Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii векахСтефанович П.С.
Любой непредубежденный читатель древнерусских летописей заметит, что не только летописцы оценивали поступки князей и знати с точки зрения христианских ценностей, но и для самих участников событий морально-религиозная сторона дела являлась далеко не маловажной. При знакомстве с более широким кругом источников это становится очевидным, особенно для периода XV-XVI вв. Именно в этом время, например, приобрел особую остроту вопрос о праве отъезда бояр и служилых князей, и их верность великому князю стала закрепляться крестным целованием и порукой высших церковных иерархов. И уже не кажется случайным, что знаменитая полемика Ивана Грозного и князя Андрея Курбского по этому вопросу переходит в плоскость религиозную, в конечном счете они обсуждают, что вообще есть грех, в чем правда и где спасение.
В историографии давно и плодотворно обсуждается и проблема отъезда, и политическая роль боярства в образовании единого Русского государства . Обращалось внимание на позицию Церкви по этому поводу и на крестоцеловальные записи, которые брали со служилых князей и бояр . Между тем никто специально не ставил вопрос, почему взаимоотношения князя и знати приобрели некий религиозный подтекст? Каким образом вышло так, что Курбский с Грозным спорят о проблеме отъезда не в понятиях «феодального права», а скорее как теологи? Почему в церковных памятниках, начиная с XIV в., встречаются наставления знатным людям, как действовать на княжеской службе правоверно, а то или иное предательство интересов князя расценивается как религиозное преступление и за него предусматриваются соответствующие епитимий? Сомнительным кажется суждение М.А. Дьяконова, что «новые поучения и правила Церкви, проповедовавшей начала неизменной верности своему князю», были следствием ее стремления поддержать «суровую политику эгоизма и насилия», которую яко бы проводило московское единодержавие . Многое, конечно, здесь связано с перестройкой общественной системы в процессе образования Русского государства и формирования новых отношений подданства между государем и знатью, однако, как представляется, корни проблемы могут лежать глубже.
Обратимся к истокам древнерусской государственности и попытаемся разобраться, как в домонгольской Руси религиозные идеи проникали в политическую жизнь и в дружинную, скрепленную личными связями этику отношений князя и его окружения. Взаимодействие христианского мировоззрения и военно-дружинного уклада началось на Руси с распространением христианства и принятием его в качестве государственной религии. Хотя этот уклад во многом питался языческим духом, с отмиранием язычества и христианизацией населения древнерусская дружина не прекратила своего существования и сохраняла жизнеспособность и значение вплоть до XIII в . На политических отношениях довольно быстро сказались новые религиозно-этические установки, но явное и резкое противоречие с дружинным строем обнаружили лишь вполне определенные христианские социально-политические теории, которые актуализируются только с конца XII в.
Другие статьи по теме: - Духовная эволюция или деградация? 2 - первая женщина- библиотекарь/ статья м.п.спиридоновой - Религиозные свободы в России конца xx века - Про «это» – православным - Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|