Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


Набор для маникюра уф лампа гель лаки - pnb стартовый набор с led лампой "Мисс Фифи".
 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках

Стефанович П.С.

Любой непредубежденный читатель древнерусских летописей заметит, что не только летописцы оценивали поступки князей и знати с точки зрения христианских ценностей, но и для самих участников событий морально-религиозная сторона дела являлась далеко не маловажной. При знакомстве с более широким кругом источников это становится очевидным, особенно для периода XV-XVI вв. Именно в этом время, например, приобрел особую остроту вопрос о праве отъезда бояр и служилых князей, и их верность великому князю стала закрепляться крестным целованием и порукой высших церковных иерархов. И уже не кажется случайным, что знаменитая полемика Ивана Грозного и князя Андрея Курбского по этому вопросу переходит в плоскость религиозную, в конечном счете они обсуждают, что вообще есть грех, в чем правда и где спасение.

В историографии давно и плодотворно обсуждается и проблема отъезда, и политическая роль боярства в образовании единого Русского государства . Обращалось внимание на позицию Церкви по этому поводу и на крестоцеловальные записи, которые брали со служилых князей и бояр . Между тем никто специально не ставил вопрос, почему взаимоотношения князя и знати приобрели некий религиозный подтекст? Каким образом вышло так, что Курбский с Грозным спорят о проблеме отъезда не в понятиях «феодального права», а скорее как теологи? Почему в церковных памятниках, начиная с XIV в., встречаются наставления знатным людям, как действовать на княжеской службе правоверно, а то или иное предательство интересов князя расценивается как религиозное преступление и за него предусматриваются соответствующие епитимий? Сомнительным кажется суждение М.А. Дьяконова, что «новые поучения и правила Церкви, проповедовавшей начала неизменной верности своему князю», были следствием ее стремления поддержать «суровую политику эгоизма и насилия», которую яко бы проводило московское единодержавие . Многое, конечно, здесь связано с перестройкой общественной системы в процессе образования Русского государства и формирования новых отношений подданства между государем и знатью, однако, как представляется, корни проблемы могут лежать глубже.

Обратимся к истокам древнерусской государственности и попытаемся разобраться, как в домонгольской Руси религиозные идеи проникали в политическую жизнь и в дружинную, скрепленную личными связями этику отношений князя и его окружения. Взаимодействие христианского мировоззрения и военно-дружинного уклада началось на Руси с распространением христианства и принятием его в качестве государственной религии. Хотя этот уклад во многом питался языческим духом, с отмиранием язычества и христианизацией населения древнерусская дружина не прекратила своего существования и сохраняла жизнеспособность и значение вплоть до XIII в . На политических отношениях довольно быстро сказались новые религиозно-этические установки, но явное и резкое противоречие с дружинным строем обнаружили лишь вполне определенные христианские социально-политические теории, которые актуализируются только с конца XII в.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Священство и царство в российском общественном сознании
- Археологическое доказательство существования Иисуса Христа
- Когда наука становится религией
- Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи