Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


В данном случае разрыв бояр со своим князем произошел по причинам материального характера (кража) во всяком случае, так представляет дело летописец; можно также предположить, что такой уход из дружины Мстислава был позором для Бориславичей. Все это наталкивает на размышления по самым разным поводам, но сейчас нас интересует, какое вообще поведение ожидалось от знатного человека в его отношениях с князем, какие правила ему предписывались и как оценивались его поступки в случае нарушения этих правил. Петру Бориславичу не оставалось (да и, видимо, не могло прийти в голову) ничего иного, кроме как действовать по установленным нормам и играть отведенную роль. Проблема, однако, заключалась в том, что установленные правила поведения не могли охватить все разнообразие жизненных ситуаций, и неизбежен был конфликт между тем, что предписывалось нормой или императивом и ожидалось в обществе, и тем, что требовали страсть, жизненная необходимость, а иногда и другая норма, также освященная временем и(или) Церковью. Этот конфликт был в душе князя Мстислава Владимировича, не знавшего, следовать ли крестному целованию, но пролить кровь или преступить его, сохранив мир. Наверное, перед выбором оказал ся и Петр Бориславич (вместе с братом). Что происходило в его душе, судить нельзя, но можно утверждать, что, если он желал как-то отомстить Мстиславу, то в тех условиях, какими жила Русь XII в., у него не было другого варианта, кроме как войти в об раз «злого советника».

Одно из самых известных событий домонгольской эпохи убийство Андрея Боголюбского дает материал и для нашей темы, так как в нем участвовали приближенные князя, в том числе люди знатные. Гибель Андрея Юрьевича (1174) вызвала появление обширного летописного рассказа, который выделяют в отдельную повесть, сохранившую ся в более полном виде в Ипатьевской летописи, а по-видимому, в переработанном в Лаврентьевской . Весьма интересны идейно-теоретические оценки в этом произведении.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
- Образ Иерусалимского храма
- Духовная эволюция или деградация? 2
- Археологическое доказательство существования Иисуса Христа
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи