Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


Заказ на шкафы купе. Фабрика деревообработки шкафы купе на заказ www.weco-massiv.ru.
 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


В летописях XII в. есть и другие свидетельства того, что князья поручали своим боярам ведение переговоров о несоблюдении крестоцелования (ведь «повержение крестных грамот» должны были строго обосновать и доказать нарушившему договор его вину люди, знавшие, что такое «любовь» князей, «крестная сила» и т.д.), а также при ведение к кресту союзников . Во второй половине XII в. крест целовали, заключая по литические соглашения, не только князья друг с другом, но и бояре, либо дружина в це лом, между собой или с князьями (обычно для закрепления порядка престолонасле дия) . С другой стороны, есть известия о предательстве князя людьми в его окружении, о «сваживании» и «подтыкании» князей «злыми советами» . Не разбирая всех известий, отметим лишь, что они часто дают летописцам повод вспомнить соответствующую теорию либо любви, либо праведной силы креста, а нам позволяют утверждать, что эти религиозные представления прочно укоренились в политической практике. Сосредоточимся на тех случаях, когда представители знати высказывают собственное мнение, затрагивая так или иначе религиозные проблемы.

В 1167 г. князь Владимир Мстиславич, претендуя на киевский стол, начал ссылаться с кочевниками (черными клобуками) и тем самым «переступи крестъ» своему племян нику Мстиславу Изяславичу (сидевшему тогда в Киеве), перед которым недавно оправдывался по обвинению в измене и которому целовал крест. Договорившись с черными клобуками, Владимир решил посоветоваться со своими боярами и послал к ним, «являя имъ думу свою». Узнав о планах князя, бояре отказались поддерживать его, заявив: «А собь еси, княже, замыслил, а не ъдем по тобъ, мы того не въдали» . Раздосадованный князь пытался опереться на своих «детских» (младших дружинников), но его за . юлы провалились.
Обычно в историографии этот эпизод приводится в подтверждение тезиса, что у бояр было право отказаться служить своему князю, а причину этого отказа видят в их не довольстве тем, что Владимир начал подготовку к захвату киевского стола без их ве дома и согласия. Не берясь судить о всех мотивах, которыми могли руководствоваться бояре в данном случае (например, сознание бесперспективности борьбы с Мстисла вом), подчеркнем, что у них было прежде всего моральное право отказать своему князю в поддержке. Недаром начинается летописный рассказ с указания, что князь преступает крестное целование и тем самым разрушает «братнюю любовь», а заканчивается признанием Владимира, что он «погинул душею и жизнью», совершив грех крестопреступления. Бояре, таким образом, следуют своей обязанности блюсти мир между князьями и не хотят участвовать в замыслах неверного князя, как это и требовали от них понятия любви и крестного целования. Насколько разительно отличается эта ситуация от той, с которой мы столкнулись, разбирая повесть об убиении Бориса! Тогда «Путь шина чадь» с готовностью выполнила миссию братоубийства и приняла за это «хвалу», теперь же бояре блюдут «братнюю любовь», скрепленную силой «честного креста», и не хотят предстать «злыми советниками». Идея верности наталкивается на ограничения, накладываемые религиозно-этическими представлениями: бояре не отказываются в принципе служить своему князю, однако не хотят участвовать в его дурных (с христиански обоснованной точки зрения) замыслах.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь
- Проблемы религиозного образования в России
- Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
- Храмы «под звоном»
- Священство и царство в российском общественном сознании
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи