Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках
Первое свидетельство о применении Креста Господня в политической практике Древнерусского государства содержится также в русско-византийском договоре 944 г.: те послы «от рода Рускаго», кто были христианами, клялись в соблюдении соглашения «честнымъ крестомъ» в константинопольской церкви св. Ильи . В ПВЛ такого рода известия появляются в рассказе о событиях 1059 г., а затем 1067-1068 гг.: князья Рюриковичи, заключая между собой политические соглашения, для их утверждения целу ют «честный крест» . В дальнейшем эта практика получила самое широкое распространение, и целовали крест уже далеко не только князь, но и бояре, горожане друг с дру гом и с князьями и вообще свободные граждане, заключая любой договор и принимая на себя те или иные обязательства . Первые упоминания о крестоцеловании в летописи сообщают и о той проблеме, которая затем постоянно возникала в связи с этим об рядом и беспокоила умы средневековых книжников. В 1067 г. Ярославичи, целовав крест с полоцким князем Всеславом Брячиславичем, затем «преступили» его, т.е. нару шили данные обещания и заточили Всеслава в порубе. С тех пор на протяжении всего средневековья «преступления креста» были на Руси весьма частым явлением.
С точки зрения составителя ПВЛ, нарушение крестного целования Ярославичами привело к нашествию половцев и политической неурядице в Киеве в 1068 г., а освобождение Всеслава из поруба и «прославление» его киевским князем (т.е. в некотором смысле восстановление справедливости) произошли благодаря вере Всеслава в силу Креста Господня. Неслучайным оказывается для летописца и совпадение этого события с важным православным праздником Воздвижением Креста Господня (15 сентября). Это дает ему повод для отступления, в котором утверждается, что во всем происшедшем проявилась «сила крестная» «на показанье» Русской земле и что за пренебрежение сакральным актом целования креста уготована «казнь» как на земле, так и на том свете .
Ссылка летописца на праздник Воздвижения помогает понять, почему вообще сакральная сила креста стала применяться на Руси для закрепления политических соглашений. В богослужебной литературе идея крестной силы довольно подробно развита вследствие вообще большого значения символики креста в литургике. Празднику по священ канон Козьмы Маюмского (византийского гимнографа VII-VIII вв.). Содержание канона сводится к прославлению животворящей силы «честнаго креста» на ряде примеров из священной истории; крест символизирует искупительную жертву Христа и несет спасение всему роду человеческому. Основная идея как этого произведения, так и других богослужебных текстов, посвященных Воздвижению, распадается на ряд тем: целительная, победоносная сила креста, прогнание бесов крестным знамением и др. В частности, крест предстает как прибежище («крепитель») всех «верных» и «оружие» против «лести» дьявола («лукаваго», «противьнаго»).
Другие статьи по теме: - Духовная эволюция или деградация? 2 - Антизападничество и антимодернизм в восточном православии - Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский - Иерусалимский храм - Стоглав и его место в русской канонической традиции
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|