Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


Доставка воды серебряный родник серебряный родник вода.
 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


Первое свидетельство о применении Креста Господня в политической практике Древнерусского государства содержится также в русско-византийском договоре 944 г.: те послы «от рода Рускаго», кто были христианами, клялись в соблюдении соглашения «честнымъ крестомъ» в константинопольской церкви св. Ильи . В ПВЛ такого рода известия появляются в рассказе о событиях 1059 г., а затем 1067-1068 гг.: князья Рюриковичи, заключая между собой политические соглашения, для их утверждения целу ют «честный крест» . В дальнейшем эта практика получила самое широкое распространение, и целовали крест уже далеко не только князь, но и бояре, горожане друг с дру гом и с князьями и вообще свободные граждане, заключая любой договор и принимая на себя те или иные обязательства . Первые упоминания о крестоцеловании в летописи сообщают и о той проблеме, которая затем постоянно возникала в связи с этим об рядом и беспокоила умы средневековых книжников. В 1067 г. Ярославичи, целовав крест с полоцким князем Всеславом Брячиславичем, затем «преступили» его, т.е. нару шили данные обещания и заточили Всеслава в порубе. С тех пор на протяжении всего средневековья «преступления креста» были на Руси весьма частым явлением.

С точки зрения составителя ПВЛ, нарушение крестного целования Ярославичами привело к нашествию половцев и политической неурядице в Киеве в 1068 г., а освобождение Всеслава из поруба и «прославление» его киевским князем (т.е. в некотором смысле восстановление справедливости) произошли благодаря вере Всеслава в силу Креста Господня. Неслучайным оказывается для летописца и совпадение этого события с важным православным праздником Воздвижением Креста Господня (15 сентября). Это дает ему повод для отступления, в котором утверждается, что во всем происшедшем проявилась «сила крестная» «на показанье» Русской земле и что за пренебрежение сакральным актом целования креста уготована «казнь» как на земле, так и на том свете .

Ссылка летописца на праздник Воздвижения помогает понять, почему вообще сакральная сила креста стала применяться на Руси для закрепления политических соглашений. В богослужебной литературе идея крестной силы довольно подробно развита вследствие вообще большого значения символики креста в литургике. Празднику по священ канон Козьмы Маюмского (византийского гимнографа VII-VIII вв.). Содержание канона сводится к прославлению животворящей силы «честнаго креста» на ряде примеров из священной истории; крест символизирует искупительную жертву Христа и несет спасение всему роду человеческому. Основная идея как этого произведения, так и других богослужебных текстов, посвященных Воздвижению, распадается на ряд тем: целительная, победоносная сила креста, прогнание бесов крестным знамением и др. В частности, крест предстает как прибежище («крепитель») всех «верных» и «оружие» против «лести» дьявола («лукаваго», «противьнаго»).

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Священство и царство в российском общественном сознании
- пять пунктов кальвинизма
- О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
- Храм Василия Блаженного
- Храмы «под звоном»
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи