Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках
В борьбе со Святополком, однако, Василько проявляет уже христианские убеждения, призывая Бога на восстановление справедливости. На битву со Святополком, преступившим крестное целование, Василько и его брат Володарь взяли крест, который тот им целовал, обещая «имъти мир и любовь». Василько высоко поднял этот крест со словами: «Сего еси цъловал, се перьвъе взял еси зрак очью моею, а се нынъ хощеши взяти душю мою. Да буди межи нами крест сь». «И сступишася полци, и мнози человеци благовърнии видыпа крест над Василковы вой възвышься велми», и Ростиславичи по бедили Святополка . Летописец подчеркивает, что для Василька восстановление спра ведливости и праведная месть были освящены сакральной силой Креста Господня . Однако среди воюющих и помимо князя, оказывается, были «мнози человеци бла говърнии». Эти «человеци» очевидно, бояре и вой могли сражаться, вдохновляясь религиозными идеями (при том, что война была между «своими», не против «пога ных»), они шли в бой не только за своего князя, ради добычи и т.д., но и за правое дело в христианском понимании. Новые религиозно-этические установки проникают в княжеские взаимоотношения и накладывают свой отпечаток на политическую культуру, на отношение людей (если не всего населения, то, по крайней мере, многих представителей военно-служилой знати) к войне и политике. С христианизацией правящего класса «военно-прагматический» подход в том виде, в каком мы застаем его еще в начале XI в., к концу столетия уже уходит в прошлое. Для полноты картины произошедших изменений обратимся к летописанию XII в.
В Киевском летописном своде конца XII в. находим многое из того, что уже встреча лось в ПВЛ, те же образы и идеи широко используются и, усложняясь, развиваются летописцем применительно к событиям в разных русских землях. Участие представителей знати в одном из этих событий было удостоено в летописи особого внимания. Междоусобная борьба Игоря Ольговича и Изяслава Мстиславича за киевский престол в 1146 г. в очередной раз дала повод дьяволу вмешаться в ход событий и подтолкнуть людей на «лесть». Игоря предали киевляне, целовавшие ему крест после смерти его брата Всеволода, а также несколько бояр Всеволода, за которыми Игорь сохранил высокое положение, какое они занимали при брате. Отмечая, что киевляне «яшася льстью» за Игоря, летописец, очевидно, осуждает их поведение, но значительно больший его гнев вызвали бояре. «Всекозненыи же дьявол, не хотя любви межю братьею, и вложи [в] сердце злым свътьком Улъбови тысячьскому, Иванови Воитиши чю, иже свъщаста свът зол с кияны на князя своего, и почаста ся слати къ Изяславу Мьстислаличю».
Другие статьи по теме: - Шатровые каменные храмы - Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие - Постсекулярная эпоха - Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь - Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|