Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


«Злые советники» упоминаются в статье ПВЛ 6593 (1085) г.: они подговорили Яро полка Изяславича выступить против Всеволода Ярославича, княжившего тогда в Кие ве. В рассказе о смерти Ярополка (1086 г.) говорится, что князь погиб от руки некоего Нерадца, действовавшего, как считает летописец, «от дьяволя наученья и от злыхъ человекъ» . «Злых советников» послушал в 1096 г. и Олег Святославич, когда отказался договариваться с Владимиром и Святополком, «восприим смысл буи и словеса величава» . Во всех трех случаях эпитет «злой» явно имеет религиозное содержание, ведь именно с христианской точки зрения дурными (злыми) являются распря (нарушение «любви») между братьями (1-й случай), убийство (особенно носителя богоустановленой власти ) (2-й случай), высокомерие, гордыня (3-й случай).

Согласно ПВЛ, в 1068 г. во время восстания киевлян, которые уже собрались вывести Всеслава из «погреба», дружина советовала Изяславу Ярославичу послать к Все славу, «ать призвавше лестью ко оконцю, пронзуть и мечемь» . Окружение князя советует реалистически-прагматический образ действий главное, устранить политического соперника, пусть даже «лестью» и поправ священные узы родства. Изяслав, недавно преступивший крестное целование полоцкому князю, на этот раз не захотел идти на обман и братоубийство. Зато в 1095 г., когда дружина посоветовала Владимиру Мономаху «погубить» половецкого князя Итларя, который пришел для заключения мира и с которым князь в свое время «ходил роте» (т.е. заключил клятвенный договор), князь преодолел свои сомнения и пошел на нарушение клятвы . Летописец и в том, и в другом случае сохраняет нейтрально-отстраненный тон повествования. Однако, поскольку для описания событий 1068 г. употребляется уже знакомое слово «лесть», а также резко осуждается нарушение крестоцелования Всеславу и вообще братоубийство, можно достаточно уверенно предположить, что совет дружины Изяславу в 1068 г. не мог понравиться летописцу: подспудно ощущается его христианский взгляд в оценке политических событий.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Когда наука становится религией
- О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
- Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)
- Приходское духовенство xv - начала xvi века
- Неоготика
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи