Календарь
Cобытия 
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках
«Злые советники» упоминаются в статье ПВЛ 6593 (1085) г.: они подговорили Яро полка Изяславича выступить против Всеволода Ярославича, княжившего тогда в Кие ве. В рассказе о смерти Ярополка (1086 г.) говорится, что князь погиб от руки некоего Нерадца, действовавшего, как считает летописец, «от дьяволя наученья и от злыхъ человекъ» . «Злых советников» послушал в 1096 г. и Олег Святославич, когда отказался договариваться с Владимиром и Святополком, «восприим смысл буи и словеса величава» . Во всех трех случаях эпитет «злой» явно имеет религиозное содержание, ведь именно с христианской точки зрения дурными (злыми) являются распря (нарушение «любви») между братьями (1-й случай), убийство (особенно носителя богоустановленой власти ) (2-й случай), высокомерие, гордыня (3-й случай).
Согласно ПВЛ, в 1068 г. во время восстания киевлян, которые уже собрались вывести Всеслава из «погреба», дружина советовала Изяславу Ярославичу послать к Все славу, «ать призвавше лестью ко оконцю, пронзуть и мечемь» . Окружение князя советует реалистически-прагматический образ действий главное, устранить политического соперника, пусть даже «лестью» и поправ священные узы родства. Изяслав, недавно преступивший крестное целование полоцкому князю, на этот раз не захотел идти на обман и братоубийство. Зато в 1095 г., когда дружина посоветовала Владимиру Мономаху «погубить» половецкого князя Итларя, который пришел для заключения мира и с которым князь в свое время «ходил роте» (т.е. заключил клятвенный договор), князь преодолел свои сомнения и пошел на нарушение клятвы . Летописец и в том, и в другом случае сохраняет нейтрально-отстраненный тон повествования. Однако, поскольку для описания событий 1068 г. употребляется уже знакомое слово «лесть», а также резко осуждается нарушение крестоцелования Всеславу и вообще братоубийство, можно достаточно уверенно предположить, что совет дружины Изяславу в 1068 г. не мог понравиться летописцу: подспудно ощущается его христианский взгляд в оценке политических событий.
Другие статьи по теме: - пять пунктов кальвинизма - Неоготика - человек-овца и господь бог - ю.н. столяров библия и библиотеки - В чем каемся? И чего у неба просим?
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|