Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


Летописец, таким образом, отталкиваясь от одного случая, делает некоторые обобщения о подобного рода «лести» со ссылкой на Библию (Пс, 40.10; 108.2). Он считает, что те, кто предают «на погубленье» своего князя или господина, будучи обласканы им, виновны в его смерти, хотя бы своих рук они и не обагрили кровью. Их замыслы злы, они сами «неистовии» и хуже бесов, и, судя по цитате из псалмов, такие люди, по мнению автора рассказа, прогневив Бога, заслуживают быть «изринутыми» от него. В контексте Священного писания слово «лесть» обозначает уже не просто «обман», «предательство», но приобретает значение религиозного преступления.

Православному летописателю важно было осудить кровопролитие и виновного в нем. Хотя он подчеркивает также обман и неблагодарность Блуда, но для его трактов ки происшедшего, видимо, не имело значения, что речь идет именно о дружиннике и князе, а не вообще о правителе и приближенном, господине и слуге. Сами же участники событий, развернувшихся в момент еще до официального крещения Руси, оценивая их, очевидно, должны были следовать логике дружинных отношений: предатель порицался за нарушение верности (однако не за убийство как таковое!). Следуя именно этому принципу, ведет себя антипод Блуда Варяжко, который до конца оставался верен Ярополку, предупреждал его об опасности и после смерти своего князя долго не хотел примириться с Владимиром . Хотя дружинная этика свободна от христианских идей, а рассуждения летописца, наоборот, пронизаны ими, в данном случае его трактовка в главном (осуждение предательства) совпадает, видимо, с «общественным мнением» Руси конца X в. Идея верности здесь сближает христианские и дружинные ценности.

Однако уже в летописном рассказе «О убиении Борисове» христианская оценка событий явно расходится с нормами политической жизни того времени, о котором рас сказывается. Согласно летописи, между Борисом и «отней дружиной», узнавшими о смерти Владимира на обратном пути в Киев из похода, возникает разногласие. «Рыла же ему дружина отня: "Се дружина у тобе отьня и вой. Пойди, сяди Кыевъ на столь от ни". Он же рече: "Не буди мнъ възняти рукы на брата своего старьишаго. Аще и отець ми умре, то сь ми буди в отца место". И се слышавше, вой разидошася от него» . Видно, что дружина и князь руководствуются разными принципами поведения: для воинов дружинников желательным является продолжение борьбы за престол, Борис же отка зывается поднять руку на старшего брата, а в конце концов принимает «страсть» со словами молитвы на устах. Летописец же не порицает «отню дружину» за такое пред ложение (признавая его, видимо, все-таки естественным в тех условиях), однако заостряет внимание на праведности Бориса, всячески прославляя его за христианское непротивление.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь
- Приходское духовенство xv - начала xvi века
- Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие
- Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи