Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках
Летописец, таким образом, отталкиваясь от одного случая, делает некоторые обобщения о подобного рода «лести» со ссылкой на Библию (Пс, 40.10; 108.2). Он считает, что те, кто предают «на погубленье» своего князя или господина, будучи обласканы им, виновны в его смерти, хотя бы своих рук они и не обагрили кровью. Их замыслы злы, они сами «неистовии» и хуже бесов, и, судя по цитате из псалмов, такие люди, по мнению автора рассказа, прогневив Бога, заслуживают быть «изринутыми» от него. В контексте Священного писания слово «лесть» обозначает уже не просто «обман», «предательство», но приобретает значение религиозного преступления.
Православному летописателю важно было осудить кровопролитие и виновного в нем. Хотя он подчеркивает также обман и неблагодарность Блуда, но для его трактов ки происшедшего, видимо, не имело значения, что речь идет именно о дружиннике и князе, а не вообще о правителе и приближенном, господине и слуге. Сами же участники событий, развернувшихся в момент еще до официального крещения Руси, оценивая их, очевидно, должны были следовать логике дружинных отношений: предатель порицался за нарушение верности (однако не за убийство как таковое!). Следуя именно этому принципу, ведет себя антипод Блуда Варяжко, который до конца оставался верен Ярополку, предупреждал его об опасности и после смерти своего князя долго не хотел примириться с Владимиром . Хотя дружинная этика свободна от христианских идей, а рассуждения летописца, наоборот, пронизаны ими, в данном случае его трактовка в главном (осуждение предательства) совпадает, видимо, с «общественным мнением» Руси конца X в. Идея верности здесь сближает христианские и дружинные ценности.
Однако уже в летописном рассказе «О убиении Борисове» христианская оценка событий явно расходится с нормами политической жизни того времени, о котором рас сказывается. Согласно летописи, между Борисом и «отней дружиной», узнавшими о смерти Владимира на обратном пути в Киев из похода, возникает разногласие. «Рыла же ему дружина отня: "Се дружина у тобе отьня и вой. Пойди, сяди Кыевъ на столь от ни". Он же рече: "Не буди мнъ възняти рукы на брата своего старьишаго. Аще и отець ми умре, то сь ми буди в отца место". И се слышавше, вой разидошася от него» . Видно, что дружина и князь руководствуются разными принципами поведения: для воинов дружинников желательным является продолжение борьбы за престол, Борис же отка зывается поднять руку на старшего брата, а в конце концов принимает «страсть» со словами молитвы на устах. Летописец же не порицает «отню дружину» за такое пред ложение (признавая его, видимо, все-таки естественным в тех условиях), однако заостряет внимание на праведности Бориса, всячески прославляя его за христианское непротивление.
Другие статьи по теме: - Проблемы религиозного образования в России - Из истории полемики против латинян в xvi веке - Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в. - Про «это» – православным - Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|