Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


Теория богоустановленности власти развивается применительно к отношениям князя и знати в другой летописи Галицко-Волынской. Идейный мир автора этого произведения во многом отличается от представлений, отразившихся в Киевском своде и в Лаврентьевской летописи. В Галицко-Волынской летописи почти не чувствуется влияния учения о «братней любви» и крестной силе. Вместо этого неоднократно указывается, что княжеская власть (речь в основном идет о Данииле Романовиче) установлена Богом и сопротивление ей (как правило, имеются в виду галичские бояре) это религиозное преступление. Главный виновник «многих крамол», «частых восстаний», «многих мятежей» и «великих льстей» галичское боярство, к которому прилагаются всевозможные ругательные эпитеты, но в основном имеющие религиозный смысл: «безбожные», «неверные», «беззаконные», «нечестивые», «льстивые», «лживые». Та кие слова используются еще только для характеристики «поганых» татар, но с гораздо меньшей экспрессией. Один из галичских бояр сравнивается с Каином за то, что «раздвиже уста своя на господина своего» (оклеветал Даниила), другой со Святополком Окаянным . «Невъра» или «невърство» основное качество бояр. Причем эта харак теристика в летописи имеет явно двойной смысл неверность князю и, вследствие это го, религиозный грех. В тех случаях, когда летописец выводит на сцену положитель ных героев своего повествования, он подчеркивает их верность как князю, так и Богу. Например, «отроки върные» говорят Даниилу: «Върни есмы Богу и тобъ, господину на шему». Слова жителей Галича, «любивших» Даниила, летописец передает так: «Се есть держатель нашь Богомь даныи» (а затем с умилением добавляет: «и пустишася, яко дъти ко отчю, яко пчелы к матцъ, яко жажющи воды ко источнику») .

Ничего подобного мы не находим в новгородском летописании. Мир между «брати ей», непролитье христианской крови главные ценности новгородских летописцев. По прание дьявольских козней крестной силой вот их пафос. «Беззаконие» это кресто целование «во лжу» и распри. Идея богоустановленности власти, тем более примени тельно к знати, не получила особенного развития в новгородском летописании (если не считать статьи, заимствованные из южнорусского или северо-восточного летописания).
Между тем на Северо-Востоке эта идея все активнее завоевывала умы. Характер моральной ответственности, возлагавшейся на знать, несколько меняется: если ранее обязанностью доброго «мужа» было блюсти мир между своим князем и другими Рюриковичами и, соблюдая благоверие, удерживать князя от дурного, то теперь основная заповедь для служилого человека хранить при любых обстоятельствах преданность своему князю как государю, поставленному Богом.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Стоглав и его место в русской канонической традиции
- Образ Иерусалимского храма
- В чем каемся? И чего у неба просим?
- Про «это» – православным
- Духовная эволюция или деградация?
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи