Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


Теория богоустановленности власти развивается применительно к отношениям князя и знати в другой летописи Галицко-Волынской. Идейный мир автора этого произведения во многом отличается от представлений, отразившихся в Киевском своде и в Лаврентьевской летописи. В Галицко-Волынской летописи почти не чувствуется влияния учения о «братней любви» и крестной силе. Вместо этого неоднократно указывается, что княжеская власть (речь в основном идет о Данииле Романовиче) установлена Богом и сопротивление ей (как правило, имеются в виду галичские бояре) это религиозное преступление. Главный виновник «многих крамол», «частых восстаний», «многих мятежей» и «великих льстей» галичское боярство, к которому прилагаются всевозможные ругательные эпитеты, но в основном имеющие религиозный смысл: «безбожные», «неверные», «беззаконные», «нечестивые», «льстивые», «лживые». Та кие слова используются еще только для характеристики «поганых» татар, но с гораздо меньшей экспрессией. Один из галичских бояр сравнивается с Каином за то, что «раздвиже уста своя на господина своего» (оклеветал Даниила), другой со Святополком Окаянным . «Невъра» или «невърство» основное качество бояр. Причем эта харак теристика в летописи имеет явно двойной смысл неверность князю и, вследствие это го, религиозный грех. В тех случаях, когда летописец выводит на сцену положитель ных героев своего повествования, он подчеркивает их верность как князю, так и Богу. Например, «отроки върные» говорят Даниилу: «Върни есмы Богу и тобъ, господину на шему». Слова жителей Галича, «любивших» Даниила, летописец передает так: «Се есть держатель нашь Богомь даныи» (а затем с умилением добавляет: «и пустишася, яко дъти ко отчю, яко пчелы к матцъ, яко жажющи воды ко источнику») .

Ничего подобного мы не находим в новгородском летописании. Мир между «брати ей», непролитье христианской крови главные ценности новгородских летописцев. По прание дьявольских козней крестной силой вот их пафос. «Беззаконие» это кресто целование «во лжу» и распри. Идея богоустановленности власти, тем более примени тельно к знати, не получила особенного развития в новгородском летописании (если не считать статьи, заимствованные из южнорусского или северо-восточного летописания).
Между тем на Северо-Востоке эта идея все активнее завоевывала умы. Характер моральной ответственности, возлагавшейся на знать, несколько меняется: если ранее обязанностью доброго «мужа» было блюсти мир между своим князем и другими Рюриковичами и, соблюдая благоверие, удерживать князя от дурного, то теперь основная заповедь для служилого человека хранить при любых обстоятельствах преданность своему князю как государю, поставленному Богом.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Религиозные свободы в России конца xx века
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
- Про «это» – православным
- Приходское духовенство xv - начала xvi века
- Духовная эволюция или деградация? 2
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи