Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


Зато резкого осуждения со стороны составителя повести заслуживают Святополк «оканьный», который сравнивается с Каином, и его подручные Путша и «вышего родские болярци», оказавшиеся готовыми «пролити кровь бес правды». Здесь еще бо лее очевидно различие между оценками летописца и мотивами поведения участников тех событий. Когда Святополк, задумав убить Бориса, обратился к Путше и «болярцам», у тех не могло возникнуть никаких нравственных сомнений напротив, они должны были расценить предложение князя вступить к нему «в приязньство» как по четное. Они ответили прямо князю: «Можем главы своя сложити за тя» и выразили готовность для доказательства своих способностей и своей верности устранить опасного соперника в разгорающейся борьбе за киевский престол. Выполнив ответственное задание, они возвращаются к Святополку, «аки хвалу имуще» . Едва ли кто-то из современников стал бы осуждать «болярцев»; наоборот, в глазах тогдашнего общества они заслужили «хвалу». Осуждение пришло позднее, когда начал складываться культ князей-страстотерпцев и соответствующим образом стали пересматриваться события по сле смерти Владимира .

Слова и тон этого осуждения в ПВЛ хотя и более резкие, чем в комментарии по поводу предательства Блуда, но по сути схожи. Для описания действий Святополка опять несколько раз употребляется слово «лесть». Также находим ссылки на Ветхий Завет, в этот раз, однако, на Книгу притчей. Убийцы Бориса называются «оканьными», «без законьницами», «законопреступниками», «злыми человецами», которые сравнивают ся с бесами: «Отець же их сотона. Сици бо слугы беси бывають... Беси на злое всегда ловять..., понеже видять человека Богомь почыцена, и завидяще ему, на зло слемискори суть. Зол бо человек, тщася на злое, горши ъ есть беса: бъси бо Бога боятся, а зол человек ни Бога боится, ни человек ся стыдить; бъси бо креста ся боять Господня, а че ловек зол ни креста ся боить» . «Злые человеци» это те, кто не стыдятся людей и не боятся ни Бога, ни креста: эпитет «злой», таким образом, приобретает религиозный оттенок.

В ПВЛ в дальнейшем неоднократно появляются «злые» люди или советники, под стрекающие князей на кровопролитие и прочие грехи и так или иначе взаимодействующие с дьяволом и бесами. Кроме того, развивается противопоставление религиозно настроенного князя и «воев» или дружины, которые поступают без оглядки на христианские идеалы и даже рекомендуют князю не поддаваться нравственным сомнениям и действовать более прагматично. В ПВЛ и в позднейшем летописании эти образы становятся своего рода топосами.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Из истории полемики против латинян в xvi веке
- Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие
- Про «это» – православным
- Храмы «под звоном»
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи