Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


Зато резкого осуждения со стороны составителя повести заслуживают Святополк «оканьный», который сравнивается с Каином, и его подручные Путша и «вышего родские болярци», оказавшиеся готовыми «пролити кровь бес правды». Здесь еще бо лее очевидно различие между оценками летописца и мотивами поведения участников тех событий. Когда Святополк, задумав убить Бориса, обратился к Путше и «болярцам», у тех не могло возникнуть никаких нравственных сомнений напротив, они должны были расценить предложение князя вступить к нему «в приязньство» как по четное. Они ответили прямо князю: «Можем главы своя сложити за тя» и выразили готовность для доказательства своих способностей и своей верности устранить опасного соперника в разгорающейся борьбе за киевский престол. Выполнив ответственное задание, они возвращаются к Святополку, «аки хвалу имуще» . Едва ли кто-то из современников стал бы осуждать «болярцев»; наоборот, в глазах тогдашнего общества они заслужили «хвалу». Осуждение пришло позднее, когда начал складываться культ князей-страстотерпцев и соответствующим образом стали пересматриваться события по сле смерти Владимира .

Слова и тон этого осуждения в ПВЛ хотя и более резкие, чем в комментарии по поводу предательства Блуда, но по сути схожи. Для описания действий Святополка опять несколько раз употребляется слово «лесть». Также находим ссылки на Ветхий Завет, в этот раз, однако, на Книгу притчей. Убийцы Бориса называются «оканьными», «без законьницами», «законопреступниками», «злыми человецами», которые сравнивают ся с бесами: «Отець же их сотона. Сици бо слугы беси бывають... Беси на злое всегда ловять..., понеже видять человека Богомь почыцена, и завидяще ему, на зло слемискори суть. Зол бо человек, тщася на злое, горши ъ есть беса: бъси бо Бога боятся, а зол человек ни Бога боится, ни человек ся стыдить; бъси бо креста ся боять Господня, а че ловек зол ни креста ся боить» . «Злые человеци» это те, кто не стыдятся людей и не боятся ни Бога, ни креста: эпитет «злой», таким образом, приобретает религиозный оттенок.

В ПВЛ в дальнейшем неоднократно появляются «злые» люди или советники, под стрекающие князей на кровопролитие и прочие грехи и так или иначе взаимодействующие с дьяволом и бесами. Кроме того, развивается противопоставление религиозно настроенного князя и «воев» или дружины, которые поступают без оглядки на христианские идеалы и даже рекомендуют князю не поддаваться нравственным сомнениям и действовать более прагматично. В ПВЛ и в позднейшем летописании эти образы становятся своего рода топосами.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Священство и царство в российском общественном сознании
- Приходское духовенство xv - начала xvi века
- Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви
- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи