Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


Вся история переговоров Изяслава и Владимира галицкого, явно записанная летописцем со слов Петра Бориславича , свидетельствует прежде всего о том, что религиозные представления, развивавшиеся книжниками применительно к событиям политической истории Древней Руси, были восприняты в обществе и что участники этих событий использовали их как руководство к действиям и как оправдание своих поступков. Представители знати были прежде всех причастны к таким процедурам, как переговоры, заключение мира, совершение обряда крестоцелования. В данном случае боярин не только выступает от имени князя, касаясь и религиозных вопросов (значит, это ему до верялось), но более того он может иметь собственное мнение по этим вопросам. Религиозная сторона дела была настолько важна, что боярин позволяет себе смело обличать нехристианское поведение князя, напоминать о его ответственности и высказывать гроз ные предупреждения (в духе поучений летописца, описавшего события 1067-1068 гг. в Киеве).

Появление этого рассказа в летописи не было случайным он, безусловно, нес вполне определенную идейную нагрузку: нельзя «соступить» креста и нарушить заключенный договор, ибо за это неотвратимо последует божественная кара как «на небеси», так и «на земли». И галицкий князь, который пренебрег силой священного креста и вскоре так неожиданно для всех (но закономерно с точки зрения летописца) умер, был выбран как показательный пример. Роль боярина в этом контексте тоже не случайна летописец показывает, что близость к князю имеет две стороны: приближенные князя могут дать «злой совет» князю и толкнуть его на дурное, либо, наоборот, удержать его от греха, т.е. на них возложена моральная ответственность в их отношениях с князем. Благочестивый боярин новый летописный образ, который начина ет постепенно преобладать над образом «прагматической дружины». Если раньше выразителями религиозно-нравственных идей и исканий были князья, а их окружение за нимало более приземленную позицию, то с середины XII в. картина становится обратной князья проявляют утилитарный и беспринципный подход в политике, а бояре напоминают им о высших ценностях.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Религиозные свободы в России конца xx века
- пять пунктов кальвинизма
- Археологическое доказательство существования Иисуса Христа
- Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века
- ю.н. столяров библия и библиотеки
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи