Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках
По-видимому, тут сказываются особенности средневекового менталитета. Согласно средневековым представлениям, каждому человеку в общественном устройстве, ко торое мыслилось как известно установленное предками и санкционированное Провидением, была отведена определенная общественная роль, «социальная маска». Изначально (по рождению) отведенное человеку место в порядке человеческих отношений, заведенном «по старине», задавало соответствующие нормы поведения, которые ожи-
дались обществом и которые следовало тщательно блюсти; не человек был хозяином своей судьбы и выбирал себе положение, статус и т.д., а наоборот, предназначенное место в социальной иерархии и предписанное ему «амплуа» определяли его облик. «Вы падение» из роли, начертанной судьбой, было чрезвычайно сложным, но если же оно происходило, человек вынужден был примерить на себя один из уже готовых, испробованных поколениями костюмов, потому что создание нового было просто немыслимо.
Человек, естественно, всегда ориентируется в поведении на некие идеалы и образцы, но в особенности это верно для эпохи средневековья. Наши источники свидетельствуют, что не только книжники высказывают некоторые идеальные соображения о том, как знать должна вести себя с князем, но и сами бояре, дружинники и «мужи» по ступали в соответствии с известными представлениями и правилами. В домонгольской Руси в отношениях с князем боярам была отведена роль «думцев», доверенных, близких людей, и исполнить они ее могли в образе либо «злого советника», либо верного товарища, благоверного и блюдущего нравственность князя; иных вариантов в тот момент не видим.
Другие статьи по теме: - Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь - Стоглав и его место в русской канонической традиции - человек-овца и господь бог - Образ Иерусалимского храма - Духовная эволюция или деградация? 2
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|