Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


Ганzа еда полезное каким должен быть детский торт.
 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


После вступления, прославляющего мученичество князя-страстотерпца, «воследовавшего» «братома благоумныма» (т.е. Борису и Глебу), автор повести описывает в де талях «свьт лукавый пагубоубиистьвеныи» «невьрных убииць» и само убиение. Находим и традиционную фигуру «вьзлюбленного слуги», предавшего вместе со «злыми свътниками» своего князя, и мысль о «дьяволимь научении», но все это выражено в самых сильных словах и образах. Некоторые сравнения явно не случайны и сразу ста вят свершившееся злодеяние в один ряд с «основными», «архетипными» событиями: например, один из «оканьных» заговорщиков, Яким Кучкович, сравнивается с Иудой, а все они вместе с Горясером, убийцей св. Глеба. Выделяется рассказ о некоем Куз мище Киянине, который пришел в Боголюбово и нашел тело убитого князя. Кузмище клеймит «сквърных и нечестивых ворожьбит», понявших руку на князя, а затем обращается с гневной речью к Амбалу ясину, ключнику Андрея, называя его «вороже», «еретиче» и «жидовине» . Неясно, кем был этот Кузмище; обращение его к Андрею «господине мои», возможно, говорит о том, что он входил в дружину Боголюбского.

Убийцы осуждены с ярко выраженной религиозной точки зрения. Очень важно, что в поисках теоретического обоснования этого осуждения автор повести, не имею щий возможности сослаться на теорию «братней любви» (поскольку заговор не принял форму «сваживания» князей), обращается к так называемой теории богоустановленно сти властей. Эта теория имеет истоки в Евангелии, развивалась богословами как Вос точной, так и Западной церквей, на Руси была известна по церковно-учительной лите ратуре и отразилась в летописях . В повести приведены и соответствующие ссылки: «Пишеть апостол Павел: "Всяка душа властемь повинуется". Власти бо от Бога учинены суть. Естеством бо цесарь земным подобен есть всякому человеку, властью же сана вышыни, яко Бог. Рече великий Златоустець: "Иже кто противится власти, противится закону Божью. Князь бо не [пропущено: туне] носить мъчь, Божий ибо слуга есть"» . Это новый поворот в осмыслении отношений знати и князя, давший новое, позднее ставшее магистральным направление в теоретических построениях древнерусских книжников. Убийцы и предатели князя осуждаются не за попрание принципов любви и верности, а за то, что они покусились на помазанника Божия.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- первая женщина- библиотекарь/ статья м.п.спиридоновой
- Повседневная жизнь русского средневекового монастыря
- Храм Василия Блаженного
- Приходское духовенство xv - начала xvi века
- Ученые тоже верят в потусторонние силы
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи