Календарь
Cобытия 
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках
После вступления, прославляющего мученичество князя-страстотерпца, «воследовавшего» «братома благоумныма» (т.е. Борису и Глебу), автор повести описывает в де талях «свьт лукавый пагубоубиистьвеныи» «невьрных убииць» и само убиение. Находим и традиционную фигуру «вьзлюбленного слуги», предавшего вместе со «злыми свътниками» своего князя, и мысль о «дьяволимь научении», но все это выражено в самых сильных словах и образах. Некоторые сравнения явно не случайны и сразу ста вят свершившееся злодеяние в один ряд с «основными», «архетипными» событиями: например, один из «оканьных» заговорщиков, Яким Кучкович, сравнивается с Иудой, а все они вместе с Горясером, убийцей св. Глеба. Выделяется рассказ о некоем Куз мище Киянине, который пришел в Боголюбово и нашел тело убитого князя. Кузмище клеймит «сквърных и нечестивых ворожьбит», понявших руку на князя, а затем обращается с гневной речью к Амбалу ясину, ключнику Андрея, называя его «вороже», «еретиче» и «жидовине» . Неясно, кем был этот Кузмище; обращение его к Андрею «господине мои», возможно, говорит о том, что он входил в дружину Боголюбского.
Убийцы осуждены с ярко выраженной религиозной точки зрения. Очень важно, что в поисках теоретического обоснования этого осуждения автор повести, не имею щий возможности сослаться на теорию «братней любви» (поскольку заговор не принял форму «сваживания» князей), обращается к так называемой теории богоустановленно сти властей. Эта теория имеет истоки в Евангелии, развивалась богословами как Вос точной, так и Западной церквей, на Руси была известна по церковно-учительной лите ратуре и отразилась в летописях . В повести приведены и соответствующие ссылки: «Пишеть апостол Павел: "Всяка душа властемь повинуется". Власти бо от Бога учинены суть. Естеством бо цесарь земным подобен есть всякому человеку, властью же сана вышыни, яко Бог. Рече великий Златоустець: "Иже кто противится власти, противится закону Божью. Князь бо не [пропущено: туне] носить мъчь, Божий ибо слуга есть"» . Это новый поворот в осмыслении отношений знати и князя, давший новое, позднее ставшее магистральным направление в теоретических построениях древнерусских книжников. Убийцы и предатели князя осуждаются не за попрание принципов любви и верности, а за то, что они покусились на помазанника Божия.
Другие статьи по теме: - Шатровые каменные храмы - О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России - Неоготика - Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь - Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|