Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


Примечания

Последняя работа по этой теме: R u 6 Н. Неrren und Diener. Die soziale und politische Mentalitat des russischen Adels 9-17 Jh. Koln, Weimar, Wien, 1994 (гл. VII).
Наиболее обстоятельно в работах М.А. Дьяконова «Власть московских государей. Очерки из исто рии политических идей Древней Руси до кон. XVI в.» (СПб., 1889) и «Очерки общественного и государственного строя Древней Руси» (Изд. 4. М.; Л., 1926).
СБ. Веселовский называл записи «религиозным подкреплением договора о службе» между князем и боярином (Веселовский СБ. Исследования по истории класса служивых землевладельцев. М., 1969. С. 472).
Дьяконов М.А. Очерки... С. 205. Ср.: Флоря Б.Н. Исповедные формулы о взаимоотношениях церкви и государства в России в XVI-XVII вв. // Одиссей. Человек в истории. 1992. М., 1994.
См.: Горский А.А. Древнерусская дружина. М., 1989. Среди последних работ отметим, напр.: Л а у ш к и н А.В. Идея богоустановленности власти княжес кой власти в летописании Северо-Восточной Руси второй половины XII начала XIII в. // Русское средне вековье. М., 1997.
Щапов Я.Н. Религиозное осмысление социальной и политической действительности в древнерусских летописях // Церковь в истории России. Сб. 2. М., 1998.
Некоторые наблюдения в таком духе можно найти в работе: Федотов Г.П. Русская религиозность. Ч. I. Христианство Киевской Руси. Х-ХШ вв. // Ф е д о т о в Г.П. Собр. соч. В 12 т. Т. X. М., 2001.
ПСРЛ. Т. 1. Л., 1926. Стб. 76-77. Р и А варианты по Радзивилловской и Московской Академической летописям.
Там же. Стб. 78.
Там же. Стб. 132.
По РА; в Лаврентьевской летописи (далее Лавр.): «аки хулу», что явно не имеет смысла (ПСРЛ. Т. 1. Стл. 135). В Ипатьевской летописи (далее Ипат.): «аки хвалу» (ПСРЛ. Т. 2. СПб., Стб. 121).
Новейший обзор литературы по событиям 1015-1019 гг. и складыванию культа Бориса и Глеба см.: Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001. С. 87-113, 396-401.
По РА, в Лавр, ошибочно: «не хужи».
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 135. В «Сказании о Борисе и Глебе» и «Чтении о житии и погублении Бориса и Гле ба» примерно в тех же выражениях прославляется смирение и «нелицемерная любовь» Бориса и осужда ются «зълу ради человеци» (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 9, 32).
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 205, 206. Указание летописи, что Нерадец бежал к Рюрику Ростиславичу, дает ос нование историкам винить в смерти Ярополка Рюрика и его брата Володаря, враждовавших с Ярополком из-за Владимира Волынского (см., напр.: Соловьев СМ. История России с древнейших времен. Т. 2 // Соловьев СМ. Сочинения. Кн. 1.М., 1988. С. 354-355).
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 230.
О богоустановленности власти в ПВЛ говорится уже в рассказе о гибели Бориса и Глеба (Там же. Стб. 139-140).
Там же. Стб. 171.
Там же. Стб. 227-228.
Там же. Стб. 257, 260.
Там же. Стб. 268.
Там же. Стб. 270.
О концепции справедливой войны, освященной крестом, особенно в случае нарушенного крестоце лования, подробно писал Г.П. Федотов на материале летописей: Федотов Г.П. Указ. соч. С. 264-266.
По Хлебниковскому и Ипатьевскому спискам (далее ХИ): «съвьтом ко». Возможно, здесь описка, а должно было бы быть: «злымъ съввтникомъ».
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 324-325.
Там же. Стб. 344-345.
Там же. Стб. 354-355.
Там же. Стб. 399.
Целью договора провозглашалось «утвердити любовь межю Греки и Русью» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 47).
См., напр.: Щапов Я.Н. Идея мира в русском летописании XI-XIII вв. // История СССР. 1992. № 1.
Пономарев А.И. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. 1. СПб., 1894. С. 14.
См.: Лихачев Д.С Некоторые вопросы идеологии феодалов XI-XIII вв. // ТОДРЛ. Т. X. Л., 1954. С.87-90.
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 52-53.
Там же. Стб. 162, 167, 172.
Подробнее см.: Стефанович П.С. Крестоцелование, клятва и отношение к ним Церкви в Древ ней Руси // Средневековая Русь. Вып. 5.
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 172-173.
Я г и ч И.В. Служебные Минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь. СПб., 1886. С. 1118-1126 (издание по древнейшим рукописям 1095-1097 гг. с учетом других рукописей XI-XIII вв.).
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 297.
Тонко подметил это противоречие Г.П. Федотов: «Обычный конфликт между миром и справедли востью перерастает в конфликт между евангельской заповедью миролюбия и неодолимой силой Креста» (Федотов Г.П. Указ. соч. С. 261).
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 297.
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 451-454.
Там же. Стб. 461-462. Выдвигалась гипотеза, что боярин сам был автором летописного рассказа: Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игореве». М., 1991.
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 420, 431; Т. 2. Стб. 523, 670, 700.
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 372-373; Т. 2. Стб. 522-523, 546-547, 657, 660, 664.
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 513, 535-536, 541.
Там же. Стб. 536.
Там же. Стб. 541-542.
См.: Воронин Н.Н. «Повесть об убийстве Андрея Боголюбского» и ее автор // История СССР. 1963. №3.
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 585-587, 590-591. Под «ворогом» явно имелся ввиду представитель дьявольского «воинства»; под «еретичеством» в Древней Руси подразумевали вообще любое нарушение религиозных и нравственных норм; «жидовине» это либо обозначение конфессиональной принадлежности «ясина», ли бо сравнение его с евреями, распявшими Христа.
См., напр.: ВальденбергВ.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916. 51 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 592-593.
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 372, 376-377, 381-382.
Ср. далее ссылку на Псалтырь с мыслью, что бояре «осквер ниша святыи» (т.е. крестоцелование) и «в правду всприяша възмездье» (стб. 384-385).
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 747, 762.
Там же. Стб. 763, 777.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Постсекулярная эпоха
- Храм Василия Блаженного
- В чем каемся? И чего у неба просим?
- Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
- Неоготика
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи