Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках
Примечания
Последняя работа по этой теме: R u 6 Н. Неrren und Diener. Die soziale und politische Mentalitat des russischen Adels 9-17 Jh. Koln, Weimar, Wien, 1994 (гл. VII).
Наиболее обстоятельно в работах М.А. Дьяконова «Власть московских государей. Очерки из исто рии политических идей Древней Руси до кон. XVI в.» (СПб., 1889) и «Очерки общественного и государственного строя Древней Руси» (Изд. 4. М.; Л., 1926).
СБ. Веселовский называл записи «религиозным подкреплением договора о службе» между князем и боярином (Веселовский СБ. Исследования по истории класса служивых землевладельцев. М., 1969. С. 472).
Дьяконов М.А. Очерки... С. 205. Ср.: Флоря Б.Н. Исповедные формулы о взаимоотношениях церкви и государства в России в XVI-XVII вв. // Одиссей. Человек в истории. 1992. М., 1994.
См.: Горский А.А. Древнерусская дружина. М., 1989. Среди последних работ отметим, напр.: Л а у ш к и н А.В. Идея богоустановленности власти княжес кой власти в летописании Северо-Восточной Руси второй половины XII начала XIII в. // Русское средне вековье. М., 1997.
Щапов Я.Н. Религиозное осмысление социальной и политической действительности в древнерусских летописях // Церковь в истории России. Сб. 2. М., 1998.
Некоторые наблюдения в таком духе можно найти в работе: Федотов Г.П. Русская религиозность. Ч. I. Христианство Киевской Руси. Х-ХШ вв. // Ф е д о т о в Г.П. Собр. соч. В 12 т. Т. X. М., 2001.
ПСРЛ. Т. 1. Л., 1926. Стб. 76-77. Р и А варианты по Радзивилловской и Московской Академической летописям.
Там же. Стб. 78.
Там же. Стб. 132.
По РА; в Лаврентьевской летописи (далее Лавр.): «аки хулу», что явно не имеет смысла (ПСРЛ. Т. 1. Стл. 135). В Ипатьевской летописи (далее Ипат.): «аки хвалу» (ПСРЛ. Т. 2. СПб., Стб. 121).
Новейший обзор литературы по событиям 1015-1019 гг. и складыванию культа Бориса и Глеба см.: Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001. С. 87-113, 396-401.
По РА, в Лавр, ошибочно: «не хужи».
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 135. В «Сказании о Борисе и Глебе» и «Чтении о житии и погублении Бориса и Гле ба» примерно в тех же выражениях прославляется смирение и «нелицемерная любовь» Бориса и осужда ются «зълу ради человеци» (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 9, 32).
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 205, 206. Указание летописи, что Нерадец бежал к Рюрику Ростиславичу, дает ос нование историкам винить в смерти Ярополка Рюрика и его брата Володаря, враждовавших с Ярополком из-за Владимира Волынского (см., напр.: Соловьев СМ. История России с древнейших времен. Т. 2 // Соловьев СМ. Сочинения. Кн. 1.М., 1988. С. 354-355).
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 230.
О богоустановленности власти в ПВЛ говорится уже в рассказе о гибели Бориса и Глеба (Там же. Стб. 139-140).
Там же. Стб. 171.
Там же. Стб. 227-228.
Там же. Стб. 257, 260.
Там же. Стб. 268.
Там же. Стб. 270.
О концепции справедливой войны, освященной крестом, особенно в случае нарушенного крестоце лования, подробно писал Г.П. Федотов на материале летописей: Федотов Г.П. Указ. соч. С. 264-266.
По Хлебниковскому и Ипатьевскому спискам (далее ХИ): «съвьтом ко». Возможно, здесь описка, а должно было бы быть: «злымъ съввтникомъ».
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 324-325.
Там же. Стб. 344-345.
Там же. Стб. 354-355.
Там же. Стб. 399.
Целью договора провозглашалось «утвердити любовь межю Греки и Русью» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 47).
См., напр.: Щапов Я.Н. Идея мира в русском летописании XI-XIII вв. // История СССР. 1992. № 1.
Пономарев А.И. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. 1. СПб., 1894. С. 14.
См.: Лихачев Д.С Некоторые вопросы идеологии феодалов XI-XIII вв. // ТОДРЛ. Т. X. Л., 1954. С.87-90.
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 52-53.
Там же. Стб. 162, 167, 172.
Подробнее см.: Стефанович П.С. Крестоцелование, клятва и отношение к ним Церкви в Древ ней Руси // Средневековая Русь. Вып. 5.
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 172-173.
Я г и ч И.В. Служебные Минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь. СПб., 1886. С. 1118-1126 (издание по древнейшим рукописям 1095-1097 гг. с учетом других рукописей XI-XIII вв.).
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 297.
Тонко подметил это противоречие Г.П. Федотов: «Обычный конфликт между миром и справедли востью перерастает в конфликт между евангельской заповедью миролюбия и неодолимой силой Креста» (Федотов Г.П. Указ. соч. С. 261).
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 297.
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 451-454.
Там же. Стб. 461-462. Выдвигалась гипотеза, что боярин сам был автором летописного рассказа: Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игореве». М., 1991.
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 420, 431; Т. 2. Стб. 523, 670, 700.
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 372-373; Т. 2. Стб. 522-523, 546-547, 657, 660, 664.
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 513, 535-536, 541.
Там же. Стб. 536.
Там же. Стб. 541-542.
См.: Воронин Н.Н. «Повесть об убийстве Андрея Боголюбского» и ее автор // История СССР. 1963. №3.
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 585-587, 590-591. Под «ворогом» явно имелся ввиду представитель дьявольского «воинства»; под «еретичеством» в Древней Руси подразумевали вообще любое нарушение религиозных и нравственных норм; «жидовине» это либо обозначение конфессиональной принадлежности «ясина», ли бо сравнение его с евреями, распявшими Христа.
См., напр.: ВальденбергВ.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916. 51 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 592-593.
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 372, 376-377, 381-382.
Ср. далее ссылку на Псалтырь с мыслью, что бояре «осквер ниша святыи» (т.е. крестоцелование) и «в правду всприяша възмездье» (стб. 384-385).
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 747, 762.
Там же. Стб. 763, 777.
Другие статьи по теме: - Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках - первая женщина- библиотекарь/ статья м.п.спиридоновой - Антизападничество и антимодернизм в восточном православии - Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский - Шатровые каменные храмы
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|