Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


Проникновение идей и теорий, связанных с христианской этикой, в политическую практику отразилось в так называемой «Повести об ослеплении Василька Теребовльского», помещенной в ПВЛ под 6605 (1097) г. Некоторые детали этого рассказа близки уже рассмотренным эпизодам ПВЛ, но есть и новое, отличное. Исходным сюжетным моментом Повести является, уже по знакомому сценарию, нарушение мира («любви») между князьями в результате козней дьявола. «И ради быша людье вси, но токмо дья вол печален бяше о любви сей. И влезе сотона [въ сердце. РА] нъкоторым мужем», и они наговорили «лживые словеса» князю Давыду Игоревичу о мнимом заговоре Василька Ростиславича и Владимира Мономаха против него и киевского князя Свято полка Изяславича. Поверив наветам, Давыд и Святополк «лестью» (это слово и здесь настойчиво повторяется) заманили Василька и схватили его. Когда встал вопрос, что делать с Васильком, в душе Святополка начались нравственные борения. В этой также знакомой нам ситуации он обращается за советом к своей дружине и киевлянам. «И рыле боляре и людье: "Тобъ, кня[же], достоим к блюсти головы своее. Да аще есть право молвил Давыд, да приметь Василко казнь. Аще ли неправо глагола Давыд, да прииметь [месть. РА] от Бога и отвъчаеть пред Богом"» . Ответ знати и горожан в принципе соответствует «прагматическому топосу»: они советуют князю прежде всего позаботиться о себе. Но заметим также, что бояре и киевляне в своих политических ре комендациях ссылаются на божественный суд за неправду: значит, им не чужды и не которые христианские воззрения.

Ослепление Василька было воспринято всеми князьями как великое «зло». «Ввергл еси ножьвны», сказали они Давыду (т.е. начал междоусобицу). Давыд вынужден был отпустить Василька, который вскоре стал мстить, дав волю чувствам, забыв о христианской морали. Сначала Василько сжег город, принадлежавший Давыду, а затем заста вил его и владимирцев выдать на казнь тех «мужей», которые, как Василько считал, «намолвили Давыда, и тех есть послушал Давыд и створил се зло». Такую расправу автор Повести (по-видимому, духовное лицо) считает не «лъпой», по его мнению, надо «взложити было на Бога мщенье свое» .

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
- Золочение куполов
- Религиозные свободы в России конца xx века
- К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи