Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


Во всех разделахтолько встраиваемые посудомоечные машины.
 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


Идея верности тем самым эволюционирует. В дружинном строе большое значение имел принцип верности вождю (князю), изначально нейтральный по отношению к ре лигии. Христианское мировоззрение приносит новые этические установки: прежде все го надо быть верным христианским заповедям (любви между «братией» и т.п.), а также обязательствам, освященным силой Креста Господня. Предательство князя знатным, приближенным к князю человеком осуждается как нарушение «братней любви» князей Рюриковичей. С конца XII в. идея преданности князю получает новое религиозное обоснование: государю (который теперь не может не быть православным) обязаны быть верны все люди (а не только дружинники), потому что верность у как представителю Богом установленной власти является выражением и залогом правоверия.

Постепенно меняется также набор тех социальных «ролей», способов поведения, которые знатному человеку полагалось исполнять в его отношениях с князем. Вместо «злого» или благочестивого советника-думца приходят образы предателя-крестопреступника, измена которого государю «собацким злым обычаем», как выражался Иван Грозный, объявлялась изменой православию, и верного холопа, по «внутренней совести» обязанного государю «прямой и доброхотной» службой.

Идея крестной силы была актуальна на Руси в течение всего средневековья, но сочетание ее с идеей «братней любви» было характерно именно для домонгольской эпохи. Эти идеи были тем теоретическим основанием, на котором с христианизацией стали строиться взаимоотношения князя и знати. В части ПВЛ, относящейся к X первой половине XI в., ясно прослеживается различие между оценками летописца, исходящего из христианских постулатов, и поведением участников описываемых событий. Достаточно долго столкновение между христианскими этическими принципами и военно-прагматическим отношением к политике выражалось в летописи в противопоставлении образов религиозно-идеалистически настроенного князя и приземленно мыслящей дружины. Однако с конца XI в. мировоззрение древнерусской знати уже проникается религиозны ми представлениями, в основе которых лежали идеи верности крестному целованию и «несваживания» князей. Только с конца XII в. набирает силу идея преданности князю как богоустановленной власти идея, которой предстояло большое будущее.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Когда наука становится религией
- Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в.
- Постсекулярная эпоха
- Духовная эволюция или деградация? 2
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи