Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


Идея верности тем самым эволюционирует. В дружинном строе большое значение имел принцип верности вождю (князю), изначально нейтральный по отношению к ре лигии. Христианское мировоззрение приносит новые этические установки: прежде все го надо быть верным христианским заповедям (любви между «братией» и т.п.), а также обязательствам, освященным силой Креста Господня. Предательство князя знатным, приближенным к князю человеком осуждается как нарушение «братней любви» князей Рюриковичей. С конца XII в. идея преданности князю получает новое религиозное обоснование: государю (который теперь не может не быть православным) обязаны быть верны все люди (а не только дружинники), потому что верность у как представителю Богом установленной власти является выражением и залогом правоверия.

Постепенно меняется также набор тех социальных «ролей», способов поведения, которые знатному человеку полагалось исполнять в его отношениях с князем. Вместо «злого» или благочестивого советника-думца приходят образы предателя-крестопреступника, измена которого государю «собацким злым обычаем», как выражался Иван Грозный, объявлялась изменой православию, и верного холопа, по «внутренней совести» обязанного государю «прямой и доброхотной» службой.

Идея крестной силы была актуальна на Руси в течение всего средневековья, но сочетание ее с идеей «братней любви» было характерно именно для домонгольской эпохи. Эти идеи были тем теоретическим основанием, на котором с христианизацией стали строиться взаимоотношения князя и знати. В части ПВЛ, относящейся к X первой половине XI в., ясно прослеживается различие между оценками летописца, исходящего из христианских постулатов, и поведением участников описываемых событий. Достаточно долго столкновение между христианскими этическими принципами и военно-прагматическим отношением к политике выражалось в летописи в противопоставлении образов религиозно-идеалистически настроенного князя и приземленно мыслящей дружины. Однако с конца XI в. мировоззрение древнерусской знати уже проникается религиозны ми представлениями, в основе которых лежали идеи верности крестному целованию и «несваживания» князей. Только с конца XII в. набирает силу идея преданности князю как богоустановленной власти идея, которой предстояло большое будущее.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Приходское духовенство xv - начала xvi века
- Постсекулярная эпоха
- Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)
- пять пунктов кальвинизма
- Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи