Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках
В последних из приведенных летописных свидетельствах речь заходит о специфическом явлении в общественно-политической жизни Древней Руси обряде крестоцелования. Идеи, стоявшие за этим обрядом, оказываются связанными с понятием «лести», и вместе с учением о «братней любви» они приобретают особое значение в отношениях не только князей друг с другом, но и князей и знати. Эти два комплекса представлений (без сомнения, религиозного характера) не только занимали заметное место в проповеди древнерусских книжников, но и воплощались, по крайней мере уже в середине XII в., в практической плоскости теми, к кому они прежде всего относились, князьями и знатью.
Идея «любви», которую всегда стремится нарушить дьявол, вкладывая в умы людей дурные мысли и толкая их на ссоры и распри, пришла на Русь из Византии уже в виде известной политической концепции (ссылка на нее есть в русско-византийском договоре 944 г. ), но здесь была осложнена идеями братолюбия и старшинства, которые следовало соблюдать князьям династии Рюриковичей . В церковно-учительных па мятниках Древней Руси как переводных, так и оригинальных эта идея проповедовалась в самом общем плане: любовь вообще между всеми людьми. В Поучении Луки Жидяты (ум. в 1060 г.), одном из древнейших произведений этого жанра на Руси, уже есть существенное уточнение, что в особенности надо любить «братию», а также наказ не лицемерить, не замышлять подлости и не «сваживать» людей (что связывается дьявольским наущением) . В ПВЛ (начиная с рассказа о мученической смерти Бориса и Глеба), в «Поучении» Владимира Мономаха и письме его к Олегу Святославичу идея любви, сохраняя полностью христианское содержание, получает уже вполне определенное преломление в свете отношений между Рюриковичами с «братней любовью» князей напрямую связывается «добро» всей Русской земле.
Значительное место в теории княжеского мира занимает культ князей-мучеников Бориса и Глеба ; мысль о дья воле, разжигающем распри, и необходимости любви содержится в концепции казней Божиих (впервые в «Поучении» на эту тему, помещенном в ПВЛ под 6576 (1068) г.). Применительно к знати эта идея получает, как мы видели, важное развитие: с одной стороны, на «княжих мужей» накладываются обязательства по соблюдению мира меж ду князьями (не «льстить» под ними, не «сваживать» их), и с другой именно они в большинстве случаев становятся тем инструментом в руках дьявола, с помощью которого он все-таки добивается нарушения «любви» («злые советники»).
Другие статьи по теме: - ю.н. столяров библия и библиотеки - Повседневная жизнь русского средневекового монастыря - О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России - Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в. - Про «это» – православным
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|