Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


В последних из приведенных летописных свидетельствах речь заходит о специфическом явлении в общественно-политической жизни Древней Руси обряде крестоцелования. Идеи, стоявшие за этим обрядом, оказываются связанными с понятием «лести», и вместе с учением о «братней любви» они приобретают особое значение в отношениях не только князей друг с другом, но и князей и знати. Эти два комплекса представлений (без сомнения, религиозного характера) не только занимали заметное место в проповеди древнерусских книжников, но и воплощались, по крайней мере уже в середине XII в., в практической плоскости теми, к кому они прежде всего относились, князьями и знатью.

Идея «любви», которую всегда стремится нарушить дьявол, вкладывая в умы людей дурные мысли и толкая их на ссоры и распри, пришла на Русь из Византии уже в виде известной политической концепции (ссылка на нее есть в русско-византийском договоре 944 г. ), но здесь была осложнена идеями братолюбия и старшинства, которые следовало соблюдать князьям династии Рюриковичей . В церковно-учительных па мятниках Древней Руси как переводных, так и оригинальных эта идея проповедовалась в самом общем плане: любовь вообще между всеми людьми. В Поучении Луки Жидяты (ум. в 1060 г.), одном из древнейших произведений этого жанра на Руси, уже есть существенное уточнение, что в особенности надо любить «братию», а также наказ не лицемерить, не замышлять подлости и не «сваживать» людей (что связывается дьявольским наущением) . В ПВЛ (начиная с рассказа о мученической смерти Бориса и Глеба), в «Поучении» Владимира Мономаха и письме его к Олегу Святославичу идея любви, сохраняя полностью христианское содержание, получает уже вполне определенное преломление в свете отношений между Рюриковичами с «братней любовью» князей напрямую связывается «добро» всей Русской земле.

Значительное место в теории княжеского мира занимает культ князей-мучеников Бориса и Глеба ; мысль о дья воле, разжигающем распри, и необходимости любви содержится в концепции казней Божиих (впервые в «Поучении» на эту тему, помещенном в ПВЛ под 6576 (1068) г.). Применительно к знати эта идея получает, как мы видели, важное развитие: с одной стороны, на «княжих мужей» накладываются обязательства по соблюдению мира меж ду князьями (не «льстить» под ними, не «сваживать» их), и с другой именно они в большинстве случаев становятся тем инструментом в руках дьявола, с помощью которого он все-таки добивается нарушения «любви» («злые советники»).

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в.
- Духовная эволюция или деградация?
- Образ Иерусалимского храма
- Проблемы религиозного образования в России
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи