Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках
Но этот поворот только начинался. Показательно, что в рассказе о событиях 1174— 1177 гг. после смерти Андрея Боголюбского теория богоустановленности власти при меняется для оправдания законности прав князей Михаила и Всеволода Юрьевичей, призванных владимирцами, но не для осуждения ростово-суздальских бояр, противив шихся этим князьям. В Лаврентьевской летописи (считается, что в ее составе здесь от разился Владимирский свод 1177 г.) бояре осуждаются совсем с другой точки зрения с позиций теории крестоцелования. Согласно летописи, в свое время «дружина» цело вала крест Юрию Долгорукому «на менших дътех», т.е. обещала, что престол перейдет к Михаилу и Всеволоду. Но после смерти Андрея ростовцы, суздальцы и переяславцы, «хрестънаго цълованья забывше», решили пригласить на стол Мстислава и Ярополка Ростиславичей (согласно с традиционным принципом старшинства, чего владимирский летописей, естественно, не упоминает). Это «преступленье креста» и представляется роковым для ростово-суздальской «дружины», которая потерпела в борьбе с Юрьеви чами поражение: «Зане цъловавше крест и уничижиша и». Тут же летописец приводит сентенцию, которую надо понимать как его исходный теоретический постулат: «Богу наказавшю князии креста честнаго не преступати и старъишаго брата чтити, а злых человек не слушати, иже не хотять межи братьею добра».
Как видно, идеи владимирского книжника выдержаны в духе учения о крестной си ле и «братней любви». Далее ростовские бояре порицаются за «высокоуменье», т.е. за то, что они хотели посадить на стол именно своих князей, «не въдуще, яко Бог даеть власть, ему же хощеть» и называются «злыми человеками» за то, что подговаривали Мстислава Ростиславича на Всеволода. Но наказание «рукою благовърнаго князя» Все волода они получили не за сопротивление богоустановленной власти, а «за гръхы», т.е. за то, что пренебрегли силой креста, «его же переступили бяху ростовци и боляре» .
Другие статьи по теме: - О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России - Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России - Образ Иерусалимского храма - человек-овца и господь бог - первая женщина- библиотекарь/ статья м.п.спиридоновой
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|