Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


Но этот поворот только начинался. Показательно, что в рассказе о событиях 1174— 1177 гг. после смерти Андрея Боголюбского теория богоустановленности власти при меняется для оправдания законности прав князей Михаила и Всеволода Юрьевичей, призванных владимирцами, но не для осуждения ростово-суздальских бояр, противив шихся этим князьям. В Лаврентьевской летописи (считается, что в ее составе здесь от разился Владимирский свод 1177 г.) бояре осуждаются совсем с другой точки зрения с позиций теории крестоцелования. Согласно летописи, в свое время «дружина» цело вала крест Юрию Долгорукому «на менших дътех», т.е. обещала, что престол перейдет к Михаилу и Всеволоду. Но после смерти Андрея ростовцы, суздальцы и переяславцы, «хрестънаго цълованья забывше», решили пригласить на стол Мстислава и Ярополка Ростиславичей (согласно с традиционным принципом старшинства, чего владимирский летописей, естественно, не упоминает). Это «преступленье креста» и представляется роковым для ростово-суздальской «дружины», которая потерпела в борьбе с Юрьеви чами поражение: «Зане цъловавше крест и уничижиша и». Тут же летописец приводит сентенцию, которую надо понимать как его исходный теоретический постулат: «Богу наказавшю князии креста честнаго не преступати и старъишаго брата чтити, а злых человек не слушати, иже не хотять межи братьею добра».

Как видно, идеи владимирского книжника выдержаны в духе учения о крестной си ле и «братней любви». Далее ростовские бояре порицаются за «высокоуменье», т.е. за то, что они хотели посадить на стол именно своих князей, «не въдуще, яко Бог даеть власть, ему же хощеть» и называются «злыми человеками» за то, что подговаривали Мстислава Ростиславича на Всеволода. Но наказание «рукою благовърнаго князя» Все волода они получили не за сопротивление богоустановленной власти, а «за гръхы», т.е. за то, что пренебрегли силой креста, «его же переступили бяху ростовци и боляре» .

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
- Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви
- Археологическое доказательство существования Иисуса Христа
- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в.
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи