Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


Но этот поворот только начинался. Показательно, что в рассказе о событиях 1174— 1177 гг. после смерти Андрея Боголюбского теория богоустановленности власти при меняется для оправдания законности прав князей Михаила и Всеволода Юрьевичей, призванных владимирцами, но не для осуждения ростово-суздальских бояр, противив шихся этим князьям. В Лаврентьевской летописи (считается, что в ее составе здесь от разился Владимирский свод 1177 г.) бояре осуждаются совсем с другой точки зрения с позиций теории крестоцелования. Согласно летописи, в свое время «дружина» цело вала крест Юрию Долгорукому «на менших дътех», т.е. обещала, что престол перейдет к Михаилу и Всеволоду. Но после смерти Андрея ростовцы, суздальцы и переяславцы, «хрестънаго цълованья забывше», решили пригласить на стол Мстислава и Ярополка Ростиславичей (согласно с традиционным принципом старшинства, чего владимирский летописей, естественно, не упоминает). Это «преступленье креста» и представляется роковым для ростово-суздальской «дружины», которая потерпела в борьбе с Юрьеви чами поражение: «Зане цъловавше крест и уничижиша и». Тут же летописец приводит сентенцию, которую надо понимать как его исходный теоретический постулат: «Богу наказавшю князии креста честнаго не преступати и старъишаго брата чтити, а злых человек не слушати, иже не хотять межи братьею добра».

Как видно, идеи владимирского книжника выдержаны в духе учения о крестной си ле и «братней любви». Далее ростовские бояре порицаются за «высокоуменье», т.е. за то, что они хотели посадить на стол именно своих князей, «не въдуще, яко Бог даеть власть, ему же хощеть» и называются «злыми человеками» за то, что подговаривали Мстислава Ростиславича на Всеволода. Но наказание «рукою благовърнаго князя» Все волода они получили не за сопротивление богоустановленной власти, а «за гръхы», т.е. за то, что пренебрегли силой креста, «его же переступили бяху ростовци и боляре» .

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
- Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени
- Проблемы религиозного образования в России
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи