Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


В каноне есть, например, такие слова: «Днесь крест въздвизаеться, и мир от льсти свободися», «льсть превратися хресту». При этом король, предоставляя для крестоцелования свой крест, доставшийся ему от предка короля Иштвана Святого, дал Изяславу торжественное обещание: «Право ти, отце, молвлю: сии хрест есть, на нем же Христос Бог наш своею волею въсхоть пригвоздитися, его же (крест. П.С.) Бог привел по своей воли к святому Сте фану (Иштвану. П.С; видимо, в кресте короля были частицы креста, открытого на Голгофе св. Еленой). То же (Владимир. П.С.) сего хреста цъловал, а съступить и будет жив в тъ час, вънже съступить хрестьного цълования, то я ся тобъ, отце, по то иму (т.е. «я тебе обещаю». П.С.) любо голову сложю, любо налъзу Галичьскую землю . А ныне того убити не могу» . После этого к галицкому князю король послал своих «му жей» (одному из них был доверен драгоценный крест), а Изяслав своих, среди которых был Петр Бориславич . Они передали Владимиру условия мира (основным было отдать Изяславу «Русской земли волости», захваченные галицким князем) и наказ целовать «на том» крест, что он и выполнил .

Однако уже вскоре Владимир Володаревич нарушил мир, не выведя своих посадников из спорных городов. Изяславу, чтобы официально разорвать мир с ним, согласно принятым нормам, следовало проделать процедуру «повержения крестных грамот» посол князя, выходившего из договора, «повергал» договорные грамоты к ногам того князя, который нарушил договор, скрепленный крестным целованием. Ответственную миссию переговоров и повержения грамот (в случае, если Владимир откажется выполнять условия договора) Изяслав возложил на Петра Бориславича, «зане тыи же бяшеть и в Перемышли с королевы мужи водил к хресту». Когда в начале 1153 г. боярин при был в Галич, князь заявил, что не признает договора и будет «себе мстить». На прямой вопрос посла: «То ти уже еси съступил крестьнаго цълования?» Владимир лишь бросил: «Сии ли крестець малый!» (наверное, князь имел ввиду нательный крест, забыв может быть, намеренно, что он целовал крест св. Иштвана). Такой ответ боярин рас ценил, видимо, как вызывающе легкомысленный и произнес целую речь с обосновани ем «великой силы» Креста Господня и угрозой князю, что, преступив крестоцелование, он жестоко поплатится. «Рече Володимиру Петр: "Княже! Аче крест мал, но сила ве лика его есть на небеси и на земли. А тобъ есть, княже, король являл того честного хреста, оже Бог своею волею на том руци свои простерл есть, и привелы и Бог по своей милости к святому Степану. И то ти явил, оже цълова всечестнаго хреста, а съступиши, то не будеши жив... А у королева еси мужа слышал ли о том честном крестъ?"», гроз но добавил в конце посол. На эту отповедь Владимирко ничего не мог ответить и вы слал боярина, который и ушел, «положа ему грамоты крестьныя». Однако Петру Бориславичу пришлось, не добравшись до Киева, вернуться в Галич, так как сразу после его отъезда оттуда князь Владимир Володаревич внезапно умер и вступивший на пре стол Ярослав Владимирович послал за киевским боярином, чтобы передать Изяславу свой «сыновний» поклон.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
- Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
- Проблемы религиозного образования в России
- Священство и царство в российском общественном сознании
- Неоготика
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи