Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках


В каноне есть, например, такие слова: «Днесь крест въздвизаеться, и мир от льсти свободися», «льсть превратися хресту». При этом король, предоставляя для крестоцелования свой крест, доставшийся ему от предка короля Иштвана Святого, дал Изяславу торжественное обещание: «Право ти, отце, молвлю: сии хрест есть, на нем же Христос Бог наш своею волею въсхоть пригвоздитися, его же (крест. П.С.) Бог привел по своей воли к святому Сте фану (Иштвану. П.С; видимо, в кресте короля были частицы креста, открытого на Голгофе св. Еленой). То же (Владимир. П.С.) сего хреста цъловал, а съступить и будет жив в тъ час, вънже съступить хрестьного цълования, то я ся тобъ, отце, по то иму (т.е. «я тебе обещаю». П.С.) любо голову сложю, любо налъзу Галичьскую землю . А ныне того убити не могу» . После этого к галицкому князю король послал своих «му жей» (одному из них был доверен драгоценный крест), а Изяслав своих, среди которых был Петр Бориславич . Они передали Владимиру условия мира (основным было отдать Изяславу «Русской земли волости», захваченные галицким князем) и наказ целовать «на том» крест, что он и выполнил .

Однако уже вскоре Владимир Володаревич нарушил мир, не выведя своих посадников из спорных городов. Изяславу, чтобы официально разорвать мир с ним, согласно принятым нормам, следовало проделать процедуру «повержения крестных грамот» посол князя, выходившего из договора, «повергал» договорные грамоты к ногам того князя, который нарушил договор, скрепленный крестным целованием. Ответственную миссию переговоров и повержения грамот (в случае, если Владимир откажется выполнять условия договора) Изяслав возложил на Петра Бориславича, «зане тыи же бяшеть и в Перемышли с королевы мужи водил к хресту». Когда в начале 1153 г. боярин при был в Галич, князь заявил, что не признает договора и будет «себе мстить». На прямой вопрос посла: «То ти уже еси съступил крестьнаго цълования?» Владимир лишь бросил: «Сии ли крестець малый!» (наверное, князь имел ввиду нательный крест, забыв может быть, намеренно, что он целовал крест св. Иштвана). Такой ответ боярин рас ценил, видимо, как вызывающе легкомысленный и произнес целую речь с обосновани ем «великой силы» Креста Господня и угрозой князю, что, преступив крестоцелование, он жестоко поплатится. «Рече Володимиру Петр: "Княже! Аче крест мал, но сила ве лика его есть на небеси и на земли. А тобъ есть, княже, король являл того честного хреста, оже Бог своею волею на том руци свои простерл есть, и привелы и Бог по своей милости к святому Степану. И то ти явил, оже цълова всечестнаго хреста, а съступиши, то не будеши жив... А у королева еси мужа слышал ли о том честном крестъ?"», гроз но добавил в конце посол. На эту отповедь Владимирко ничего не мог ответить и вы слал боярина, который и ушел, «положа ему грамоты крестьныя». Однако Петру Бориславичу пришлось, не добравшись до Киева, вернуться в Галич, так как сразу после его отъезда оттуда князь Владимир Володаревич внезапно умер и вступивший на пре стол Ярослав Владимирович послал за киевским боярином, чтобы передать Изяславу свой «сыновний» поклон.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- В чем каемся? И чего у неба просим?
- Постсекулярная эпоха
- Храм Василия Блаженного
- Из истории полемики против латинян в xvi веке
- Духовная эволюция или деградация? 2
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи