Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Из истории полемики против латинян в xvi веке

Синицына Н.В.

Сочинения против латинян были составной частью русской полемической литературы с самого раннего периода; их значение возросло в XV - XVI вв., после Флорентийской унии, в период становления и укрепления автокефалии Русской церкви (1448 - 1589). Возвращение к полемике всякий раз было связано с активизацией попыток католических кругов распространить сферу своего влияния на православные епархии не только Великого княжества Литовского, но и Российского государства. Так, отказ от Флорентийской унии 1439 г. и от одного из самых ревностных ее сторонников митрополита Исидора вызвал к жизни ряд произведений, посвященных Флорентийскому собору. В них особо подчеркивалась роль великокняжеской власти в этих событиях, имевших не только церковное, но также государственное и культурное значение.

Поддержка, оказанная московским вел. кн. Василием II Темным русским церковным иерархам в их противостоянии попыткам митрополита Исидора внедрить унию, показала, что верховный правитель осуществлял функцию, принадлежавшую императору в Византийской империи, - защиту православия, "внешним" гарантом которого он выступал. Повесть о Флорентийском соборе его участника, священноинока Симеона Суздальца (написана в конце 1441 г.) дарует Василию II титул "белый царь всея Руси", он уподобляется "святым царем, равным апостолом Константину Великому и Владимеру" . Это было проявлением симфонии священства и царства - древней канонической нормы, сформулированной в VI в. в предисловии к VI новелле императора Юстиниана. Известная в древнеславянской Кормчей XII в., включенная в XVI в. в Стоглав, она сохраняла полноту нормативного значения, несмотря на ее неоднократные нарушения в практике реальных отношений между церковной и светской властями . Появление царского титула в памятниках церковной литературы свидетельствовало о формировании и функционировании этой нормы задолго до официального принятия царского титула великим князем московским (1547 - 1561) и конституирования государства в качестве царства.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  

Другие статьи по теме:

- Когда наука становится религией
- Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века
- Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в.
- Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи