Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Проблемы религиозного образования в России
Несмотря на необходимость и важность реформаторских начинаний, реформа оставляла невыясненным уровень различных ступней высшего духовного образования и их соотнесенность с уровнем отечественного светского высшего образования. Еще менее внятной была ситуация с тем, как соотнести новую духовно-учебную систему с системами зарубежного православного и инославного богословского образования. Этой работы и вовсе не было проведено, несмотря на то что в Русской Православной Церкви имеются ученые, успешно окончившие западные православные и инославные учебные заведения или, во всяком случае, интегрированные в западную церковную науку и имеющие представление о функционировании крупнейших богословских учебных и научных центров.
Но и это еще не все недостатки. К внутренним проблемам, существующим в духовно-учебных заведениях, следует присовокупить еще и проблемы внешней среды.
С одной стороны, возросшая степень коммуникации с университетской образовательной и научной средой позволила достаточно быстро и эффективно в ряде семинарий решить проблему педагогических кадров. В духовные семинарии пришли профессора и доценты светских вузов, привнеся в семинарскую атмосферу интерес к языкам и гуманитарным наукам, ясную методику преподавания, свободу дискуссии. Там, где семинарское и епархиальное начальство обладало тактом и стратегическим чутьем, эти кадры остались и продолжают содействовать качественному росту духовного образования.
Но во многих случаях, светские педагоги столкнулись с особенностями закрытой системы образования, наследием той “бурсы”, которую столь зло и часто несправедливо осмеивал Помяловский. В любом случае светская профессура не сможет охватить преподавание предметов специализации, богословских дисциплин. И здесь у большинства духовных школ — серьезные проблемы, поскольку мало надежды даже на сегодняшних выпускников — у них отсутствует мотивация для совершенствования в области педагогики или научной деятельности. Мизерная зарплата преподавателей семинарий и академий невыгодно отличает их от любого настоятеля, а то и рядового священника приходского храма. Совмещение же преподавания и священнического служения, как показывает практика, не содействует повышению квалификации преподавательских кадров семинарий и академий.
Да и как повысить квалификацию? Вопрос о защите богословских диссертаций до сих пор решается бессистемно. Отсутствуют даже сформулированные требования к уровню, объему и оформлению кандидатских, магистерских и докторских диссертаций. Периодически возникающие справедливые призывы привести богословские ученые степени в соответствие со светскими, а требования к церковным диссертационным работам — в соответствие с требованиями ВАКа, так и остаются призывами в пустоту. Если прежде на это находились возражающие, то в последнее время уже и не возражают. Просто никто не предпринимает реальных действий. К тому же, церковные ученые степени присуждаются только в трех духовно-учебных заведениях России — МДА, СпбДА и ПСТБИ, и у каждого церковного вуза свои требования и подходы. Ближе всего к требованиям ВАКа — защиты диссертаций в ПСТБИ, но зато здесь не могут защищать свои диссертации выпускники духовных академий. Духовные академии отвечают Свято-Тихоновскому богословскому институту тем же.
Другие статьи по теме: - Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках - пять пунктов кальвинизма - К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории - Иерусалимский храм - Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|