Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Проблемы религиозного образования в России


Несмотря на необходимость и важность реформаторских начинаний, реформа оставляла невыясненным уровень различных ступней высшего духовного образования и их соотнесенность с уровнем отечественного светского высшего образования. Еще менее внятной была ситуация с тем, как соотнести новую духовно-учебную систему с системами зарубежного православного и инославного богословского образования. Этой работы и вовсе не было проведено, несмотря на то что в Русской Православной Церкви имеются ученые, успешно окончившие западные православные и инославные учебные заведения или, во всяком случае, интегрированные в западную церковную науку и имеющие представление о функционировании крупнейших богословских учебных и научных центров.

Но и это еще не все недостатки. К внутренним проблемам, существующим в духовно-учебных заведениях, следует присовокупить еще и проблемы внешней среды.

С одной стороны, возросшая степень коммуникации с университетской образовательной и научной средой позволила достаточно быстро и эффективно в ряде семинарий решить проблему педагогических кадров. В духовные семинарии пришли профессора и доценты светских вузов, привнеся в семинарскую атмосферу интерес к языкам и гуманитарным наукам, ясную методику преподавания, свободу дискуссии. Там, где семинарское и епархиальное начальство обладало тактом и стратегическим чутьем, эти кадры остались и продолжают содействовать качественному росту духовного образования.

Но во многих случаях, светские педагоги столкнулись с особенностями закрытой системы образования, наследием той “бурсы”, которую столь зло и часто несправедливо осмеивал Помяловский. В любом случае светская профессура не сможет охватить преподавание предметов специализации, богословских дисциплин. И здесь у большинства духовных школ — серьезные проблемы, поскольку мало надежды даже на сегодняшних выпускников — у них отсутствует мотивация для совершенствования в области педагогики или научной деятельности. Мизерная зарплата преподавателей семинарий и академий невыгодно отличает их от любого настоятеля, а то и рядового священника приходского храма. Совмещение же преподавания и священнического служения, как показывает практика, не содействует повышению квалификации преподавательских кадров семинарий и академий.

Да и как повысить квалификацию? Вопрос о защите богословских диссертаций до сих пор решается бессистемно. Отсутствуют даже сформулированные требования к уровню, объему и оформлению кандидатских, магистерских и докторских диссертаций. Периодически возникающие справедливые призывы привести богословские ученые степени в соответствие со светскими, а требования к церковным диссертационным работам — в соответствие с требованиями ВАКа, так и остаются призывами в пустоту. Если прежде на это находились возражающие, то в последнее время уже и не возражают. Просто никто не предпринимает реальных действий. К тому же, церковные ученые степени присуждаются только в трех духовно-учебных заведениях России — МДА, СпбДА и ПСТБИ, и у каждого церковного вуза свои требования и подходы. Ближе всего к требованиям ВАКа — защиты диссертаций в ПСТБИ, но зато здесь не могут защищать свои диссертации выпускники духовных академий. Духовные академии отвечают Свято-Тихоновскому богословскому институту тем же.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  

Другие статьи по теме:

- Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках
- пять пунктов кальвинизма
- К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
- Иерусалимский храм
- Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи