Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Проблемы религиозного образования в России


Никто не ждет выпускников духовных академий и в светских аспирантурах, поскольку здесь открывается другая, уже малоприятная сторона коммуникации духовно-учебных заведений с внешней средой: правовой статус духовного образования по-прежнему остается неопределенным, а потому образование, полученное в семинариях и академиях, не признается государством в качестве полноценного. С середины 90-х годов XX века духовно-учебные заведения получают лицензию на преподавание в сфере профессионального религиозного образования по направлению “Богословие”, но ни государственного стандарта, ни подобного бакалаврского или магистерского направления по “Богословию” не существует и в список специальностей или образовательный направлений, утвержденных Министерством РФ, “Богословие” не внесено. Таким образом, полученное в семинариях и академиях образование признается только церковными организациями. Возникает проблема социализации выпускника духовно-учебного заведения: с этим образованием он не может продолжить обучение в светской аспирантуре (если, помимо духовного не имеет светское высшее образование), он не может (во всяком случае, с юридической точки зрения) преподавать в светских вузах и светских школах, не может работать там, где от работника требуется обязательное высшее образование.

Так что в правовом отношении выпускник семинарии и академии остается своего рода “лишенцем”, что часто сопровождается возникновением комплекса социальной неполноценности. Возникает разрыв между задачами, которые ставятся обществом, государством и самой Церковью перед церковным человеком (выпускником семинарии или академии) и теми фактическими возможностями, которые предоставляются этому человеку. Церковь призывает к миссионерскому служению, активному преподаванию образованными священнослужителями в школах и вузах; государство и общество ожидают активного социального партнерства, в том числе и в области образования, но ни та, ни другая сторона долгое время не давали реального инструментария для решения этой проблемы. Отчасти вопрос снимался созданием теологических факультетов, которые будут готовить людей, обладающих хорошим теологическим образованием (но не обязательно с религиозным сознанием). Но при этом недопустимо, чтобы выпускники духовно-учебных заведений (прямой задачей которых является формирование церковных элит) оставались — в правовом смысле — общественными изгоями, а в образовательном отношении — уступающими клирикам других конфессий.

Таким образом проблема православного духовного образования становится проблемой, как это принято ныне говорить, “духовной безопасности”, проблемой сохранения культурной традиции, проблемой способности русского православия быть адекватным постхристианским вызовам современности. Без конкурентноспособного православного образования трудно ожидать и требовать от православного духовенства достойного ответа инокультурной экспансии или готовности преподавать теологические дисциплины на теологических факультетах светских вузов.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  

Другие статьи по теме:

- О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
- Духовная эволюция или деградация? 2
- ю.н. столяров библия и библиотеки
- Когда наука становится религией
- Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи