Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Проблемы религиозного образования в России


Одновременно светская наука — университетская и развивавшаяся в системе Российской академии наук — также сделали на рубеже XIX-XX вв. серьезный прорыв в области церковно-научных исследований. Основоположник художественного византоведения и российской научной школы иконоведения Н.П.Кондаков был академиком РАН, профессором Новороссийского и Петербургского университетов. Русское византоведение, имевшее значительную церковно-историческую компоненту, развивалось такими выдающимися светскими учеными, как профессор Петербургского университета В.Г.Васильевский, профессор Киевского университета Ю.А.Кулаковский, профессор Петербургского и Юрьевского университетов А.А.Васильев, директор Русского Археологического института в Константинополе академик Ф.И.Успенский и т.д.

Стоит помнить, что многие профессора духовных академий преподавали в университетах и наоборот. Так, профессоры МДА историки В.О.Ключевский А.П.Лебедев, Е.Е.Голубинский были и профессорами Московского университета, профессоры КазДА философ В.А.Снегирев, канонист И.С.Бердников, историки П.В.Знаменский и А.Ф.Курганов преподавали одновременно в Казанском университете. Это был явлением нормальным и вполне естественным. И вовсе не потому, что Русская Церковь являлась государственной, а потому, что на рубеже XX и XXI столетий выровнялся уровень высшей духовной и светской школ. Более того, многие выпускники духовных школ и вовсе преподавали исключительно в университетах, и даже становились впоследствии академиками. Было и взаимное признание образовательных стандартов (хотя к дореволюционным школам термин “стандарт” следует применять с известной долей условности).

После такой славной ретроспекции, приходится обратиться к периоду нашей церковной современности, куда менее богатой выдающимися именами и учеными достижениями. Конечно, и сегодня среди выпускников духовных вузов, православных институтов, лиц, имеющих духовные ученые степени, есть весьма авторитетные исследователи, чья компетенция не подвергается сомнению. Кто-то из них имеет светское образование (и даже светскую ученую степень), кто-то — нет, но все они, безусловно, участвуют в развитии современной церковной науки, являясь и для светских исследователей авторитетными специалистами.

Вместе с тем бессмысленно скрывать, что значительная часть обладающих учеными богословскими степенями светской научной общественностью за ученых не признаются. Таким образом. на неформальном уровне уже произошла избирательная легатимация богословских ученых степеней. Было бы вполне естественно узаконить этот процесс нострификации (признания) ученых степеней тех церковных ученых, чья компетенция не вызывает сомнений у светской научной общественности.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  

Другие статьи по теме:

- Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени
- ю.н. столяров библия и библиотеки
- Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие
- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Когда наука становится религией
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи