Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Проблемы религиозного образования в России


Однако вернемся к истории реформ современной образовательной системы Русской Православной Церкви.

В середине 90-х годов Учебным комитетом РПЦ во главе с епископом (ныне — архиепископом) Верейским Евгением были выработаны основные принципы духовно-учебной реформы. Семинарии объявлялись высшими православными духовно-учебными заведениями с пятилетним сроком обучения. Академии — своеобразной аспирантурой, местом, где в течение трех лет студенты получали специализацию и писали кандидатскую диссертацию. Затем они могли остаться еще на два года, чтобы работать над магистерской диссертацией. Таким образом, время обучения в семинарии увеличивалось с четырех до пяти лет, но образование признавалось высшим. Академии же становились двухступенчатым высшим богословским учебным заведением.

Реформа эта для консервативного церковного общества оказалась слишком прогрессивной, между тем как была непоследовательна и имела ряд существенных недостатков. Прежде всего: духовно-учебная система не становилась системой. Провинциальные училища и семинарии существовали автономно, по своим внутренним установлениям. Даже введение единого (типового) учебного плана некоторым ректорам и правящим преосвященным казалось вторжением Учебного комитета в сферу епархиальных интересов. Можно было только посочувствовать епископу Евгению, который оказался меж двух огней — Священный Синод и сама жизнь требовали реформ, местные церковные власти — их саботировали. Многие епископы, являвшиеся одновременно ректорами семинарий, увы, не желали активного реформирования духовно-учебных заведений: на это необходимы были значительные средства, а изыскивать их приходилось исключительно из епархиального бюджета. Кроме того, необходимо было менять привычную и проверенную поколениями семинарско-академическую систему на непонятную, бакалаврско-магистерскую. И если уж российские университеты с большой неохотой принимали новую (весьма, кстати, несовершенную) западную модель высшего образования, то что говорить о духовно-учебных заведениях?

Между тем, система единого православного образовательного пространства была необходима. Причем, систему следовало выстроить от духовных училищ до академий. Вероятно, было бы логично создать учебные округа с центрами в тех городах, где существовали необходимые условия для развития духовного образования и церковной науки. В этих обязательно университетских городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань или Нижний Новгород, Новосибирск и т.д.) должны были быть духовная академия или имеющие серьезные ресурсы для внутреннего развития духовные семинарии. К академиям следовало бы приписать конкретные семинарии, к семинариям — конкретные духовные училища и пастырские курсы. Не грех было бы обратиться к опыту дореволюционных академий и семинарий, когда существовал набор казеннокоштных студентов, своекоштных, когда существовала добрая традиция выделения стипендий на обучение и проживание для студентов из малообеспеченных семей, для занимающихся научными исследованиями и т.д. Внутренний уклад дореволюционных духовных вузов интересен и с точки зрения деятельности преподавательских корпораций.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  

Другие статьи по теме:

- Шатровые каменные храмы
- Храмы «под звоном»
- Неоготика
- Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие
- Проблемы религиозного образования в России
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи