Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


Подробная информация веселящий газ на нашем сайте.
 

Проблемы религиозного образования в России


Однако вернемся к истории реформ современной образовательной системы Русской Православной Церкви.

В середине 90-х годов Учебным комитетом РПЦ во главе с епископом (ныне — архиепископом) Верейским Евгением были выработаны основные принципы духовно-учебной реформы. Семинарии объявлялись высшими православными духовно-учебными заведениями с пятилетним сроком обучения. Академии — своеобразной аспирантурой, местом, где в течение трех лет студенты получали специализацию и писали кандидатскую диссертацию. Затем они могли остаться еще на два года, чтобы работать над магистерской диссертацией. Таким образом, время обучения в семинарии увеличивалось с четырех до пяти лет, но образование признавалось высшим. Академии же становились двухступенчатым высшим богословским учебным заведением.

Реформа эта для консервативного церковного общества оказалась слишком прогрессивной, между тем как была непоследовательна и имела ряд существенных недостатков. Прежде всего: духовно-учебная система не становилась системой. Провинциальные училища и семинарии существовали автономно, по своим внутренним установлениям. Даже введение единого (типового) учебного плана некоторым ректорам и правящим преосвященным казалось вторжением Учебного комитета в сферу епархиальных интересов. Можно было только посочувствовать епископу Евгению, который оказался меж двух огней — Священный Синод и сама жизнь требовали реформ, местные церковные власти — их саботировали. Многие епископы, являвшиеся одновременно ректорами семинарий, увы, не желали активного реформирования духовно-учебных заведений: на это необходимы были значительные средства, а изыскивать их приходилось исключительно из епархиального бюджета. Кроме того, необходимо было менять привычную и проверенную поколениями семинарско-академическую систему на непонятную, бакалаврско-магистерскую. И если уж российские университеты с большой неохотой принимали новую (весьма, кстати, несовершенную) западную модель высшего образования, то что говорить о духовно-учебных заведениях?

Между тем, система единого православного образовательного пространства была необходима. Причем, систему следовало выстроить от духовных училищ до академий. Вероятно, было бы логично создать учебные округа с центрами в тех городах, где существовали необходимые условия для развития духовного образования и церковной науки. В этих обязательно университетских городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань или Нижний Новгород, Новосибирск и т.д.) должны были быть духовная академия или имеющие серьезные ресурсы для внутреннего развития духовные семинарии. К академиям следовало бы приписать конкретные семинарии, к семинариям — конкретные духовные училища и пастырские курсы. Не грех было бы обратиться к опыту дореволюционных академий и семинарий, когда существовал набор казеннокоштных студентов, своекоштных, когда существовала добрая традиция выделения стипендий на обучение и проживание для студентов из малообеспеченных семей, для занимающихся научными исследованиями и т.д. Внутренний уклад дореволюционных духовных вузов интересен и с точки зрения деятельности преподавательских корпораций.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  

Другие статьи по теме:

- Образ Иерусалимского храма
- человек-овца и господь бог
- пять пунктов кальвинизма
- Постсекулярная эпоха
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи