Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Проблемы религиозного образования в России
В СССР существовали только два уровня — средний (семинарский) и высший (академический). Отсутствие низшего объяснялось просто — в СССР законодательно было запрещено вовлечение несовершеннолетних в религиозные учреждения. Естественно, что в средних духовно-учебных заведениях (семинариях) обучались совершеннолетние, уже имевшие светское среднее (или средне-специальное) образование, большинство — отслужившие в рядах Советской армии.
Советская система православного духовного образования ведет свое начало с июня 1944 года, когда в Новодевичьем монастыре открылся Православный богословский институт (высшее духовно-учебное заведение) и Богословско-пастырские курсы (среднее заведение), которые в августе 1946 года были преобразованы, соответственно, в Московскую духовную академию и Московскую духовную семинарию. В октябре того же 1946 года были открыты Ленинградские духовные академия и семинария. Кроме того, в 1946-1947 гг. были учреждены духовные семинарии в Киеве, Одессе, Саратове, Луцке, Ставрополе, а также в Жировицком Успенском монастыре. Все семинарии, кроме Московской, Ленинградской и Одесской, не пережили “хрущевской оттепели”. Преемственность прежних семинарско-академических традиций в наиболее сильных Московской и Ленинградской духовных школах была обусловлена приходом в эти образовательные учреждения выпускников дореволюционных духовных академий. Основной проблемой семинарий в СССР была богословская непросвещенность и неподготовленность абитуриентов. Отсутствие низшей ступени духовного образования — духовных училищ, недоступность в СССР религиозной литературы, даже Священного Писания, когда даже Словарь атеиста печатался небольшими тиражами, поскольку весь тотчас скупался “религиозниками” — все это объясняло низкий уровень выпускников семинарии, едва возвышавшийся над уровнем дореволюционного духовного училища. Естественно, что при таком положении дел уровень выпускников духовных академий едва превышал уровень выпускников дореволюционных семинарий. Сама методика преподавания учебных дисциплин была устаревшей, воспринятой, фактически без изменений, от дореволюционных духовно-учебных заведений. Обучение в советских духовных семинариях и академиях по системе “4+4” (4 года в семинарии, 4 — в академии) осуществлялось преимущественно по дореволюционным или адаптированным к уровню учащихся пособиям. Учебные программы курсов не пересматривались десятками лет, образовательная деятельность была вторична по отношению к воспитательным задачам, причем, не только в семинариях, но и в академиях. Академические курсы лишь незначительно отличались от семинарских и студенты, уже имевшие высшее светское образование, обычно без особых усилий экстерном сдавали экзамены за семинарию и академию, причем некоторые — за 3-4 года. Уровень духовных учебно-учебных заведений в советский период серьезно отставал от уровня светских вузов. Конечно, это являлось целенаправленной и осознанной политикой советского руководства. Кому в СССР были нужны сильные и конкурентноспособные религиозные вузы, если даже в те духовные семинарии и академии, которые были, конкурс составлял иной раз десятки человек на место?
Основной целью семинарий в СССР была подготовка пастырей, академий — подготовка епископата и преподавателей семинарий. Научные задачи академией практически не ставились. Научные исследования если и велись в стенах духовных академий, то не благодаря, а вопреки условиям внутреннего академического уклада. Не способствовало развитию церковной науки и фактическая научная изоляция академий от светской вузовской системы и системы АН СССР, а также отсутствие нормальных научных связей с зарубежными богословскими и церковно-научными учреждениями.
Другие статьи по теме: - Духовная эволюция или деградация? - Образ Иерусалимского храма - Когда наука становится религией - Про «это» – православным - Ученые тоже верят в потусторонние силы
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|