Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Проблемы религиозного образования в России


Конечно же, “теология” и “богословие” — понятия идентичные, и “богословие” — славянская калька-перевод греческого термина “теология”. Сущностного различия в этих терминах нет. Вместе с тем, существует еще дореволюционная традиция именовать в России конфессиональное теологическое образование именно богословским или духовным. Термин “теология” в дореволюционной России употребляли исключительно по отношению к западному богословию, различаю отечественную богословскую и западную (католико-протестантскую) теологическую традиции.

Но реалии современной российской светской системы образования настаивают на внесении различений между светским религиозным (как это ни дико звучит) образованием, т.е. теологическим, и конфессиональным, духовным, т.е. богословским. В терминологии Министерства образования богословское (духовное) образование именуется профессиональным религиозным образованием. Таким образом, даже на уровне терминологии проводится различие между целями светского теологического и духовного (богословского) образования: профессиональное религиозное образование готовит священно- и церковнослужителей, а теологическое образование готовит кадры для государства, для светских вузов и светской науки. При этом очевидно, что подобное различение носит исключительно формальный характер, поскольку никто не может запретить выпускникам теологических факультетов принять сан или преподавать в духовно-учебных заведениях.

Что же до Запада (Германия, Великобритания, Греция, Италия, Польша), то там светское теологическое образование имеет не только глубокие традиции, но и определяется иначе, чем в России. В этих странах государственное (!) теологическое образование не означает религиозного индифферентизма, внеконфессионализма, поскольку теология (учение о Боге) не может быть адогматична. В Европе существует множество католических, православных, протестантских, иудейских, исламских теологических факультетов, институтов и даже университетов, имеющих государственные дотации (не говоря уже о признание государством дипломов подобных факультетов) как в тех странах, где религия не отделена от государства, так и в тех, где отделена.

В качестве одного из наиболее убедительных примеров светского теологического образования в системе государственного высшего образования на Западе можно привести теологический факультет Оксфордского университета в Великобритании. Преподаватели факультета преимущественно православные и англикане. В то же время для чтения спецкурсов и отдельных дисциплин, связанных с историей развития протестантизма, иудаизма, раннего христианства приглашаются лучшие специалисты в этих областях, представители Католической Церкви, традиционных форм протестантизма (баптисты, лютеране, методисты), иудаизма. Однако среди преподавателей нет атеистов.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  

Другие статьи по теме:

- Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие
- Священство и царство в российском общественном сознании
- пять пунктов кальвинизма
- Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
- Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи