Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е


Решающим является другой вопрос: насколько человек готов поступиться свободой и деньгами ради гарантированного будущего? Что предпочтет он в критической ситуации: свободу или порядок? оставит ответственность за собой, даже если это будет грозить неприятностями, или передаст ее в руки правительству или религиозному лидеру? Именно здесь проходит различие между современным западным обществом и обществом коллективистским. Пока принято считать, что Россия относится к обществу, в котором индивидуализм хотя и стал одной из основных ценностей, заметно потеснив коллективизм, однако в критические моменты именно коллективизм берет верх. Такое понимание российского общества может объяснить непоследовательность его движения в 1990-е годы. Выявить уровень коллективизма и попытаться установить связь между коллективизмом, индивидуализмом и различными типами религиозности — вот проблема, которая представляется наиболее перспективной для социологических исследований в России.

Многие исследования 1990-х годов дают, пускай и частично, ответы на вопрос о соотношении индивидуализма и коллективизма в российском сознании. Например, другое исследование того же года, проведенное совместно российскими и американскими социологами, охватило четыре тысячи молодых людей (17, 24 и 31 года). Распределение ответов поразительно напоминает распределение в исследовании Кутковец—Зубова—Драгунского: 53% выступило за частную собственность с ограничениями, 25% за неограниченную продажу земли, 10% целиком против частной собственности на землю. По этому же опросу большинство респондентов выступило в поддержку свободы личного самовыражения. Но в то же время большинство респондентов поставило свободу ниже поддержания общественного порядка: 65% отвечавших заявило, что свободу следует ограничить, чтобы увеличить безопасность населения. 10% заявили, что ограничения и составляют саму суть свободы, и лишь 10% выступили против каких-либо ограничений.

Западное отношение к власти и жизни в теории, восточное отношение к ним на практике, готовность пожертвовать свободой ради порядка, пожертвовать со слезами, словно Авраам Исааком, — это и есть главная специфика современного российского общества, в том числе религиозная. Именно она объясняет резкие колебания общественного мнения, немыслимые на Западе, когда за считанные недели рейтинги отдельных политиков взлетают до небес, чтобы тут же опуститься почти до нуля — взлетают при назначении политика руководителем правительства и падают при его увольнении. Опрос Кутковец 1997 г. содержал и прямой вопрос об отношении к Западу. И традиционное большинство обнаружило симпатии к Западу. А в конце 90-х уже все опросы фиксировали резкий рост антизападнических настроений. Но это антизападничество не исключало западничества, а сливалось с ним: люди одновременно бичевали Запад за войну в Косово и оправдывали войну России в Чечне тем, что Россия в данном случае поступает “по-западному”.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Образ Иерусалимского храма
- Священство и царство в российском общественном сознании
- Приходское духовенство xv - начала xvi века
- Повседневная жизнь русского средневекового монастыря
- Религиозные свободы в России конца xx века
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи