Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е


Все опросы фиксируют преобладание среди верующих пожилых людей (например, по опросу Кутковец среди верующих лица старше 55 составляют 35,6%, среди неверующих 24,7%), хуже образованных (лиц с высшим образованием 12% среди верующих против 16% среди неверующих, а лиц с неполным начальным образованием 12% против 7%), женщин (среди верующих женщины составляют две трети, среди неверующих две трети составляют мужчины). Собственно, и при Советской власти атеистическая пропаганда подчеркивала эти же три особенности состава религиозного контингента, заявляя, что по мере повышения уровня образования, вовлечения женщин в сферу производства религиозность будет падать. Религиозный бум начала 1990-х годов привел в Церковь много образованных людей, много молодежи, много мужчин (до этого соответствующие цифры были практически ничтожны), но кардинально картину все-таки не изменил.

Разумеется, при этом встает вопрос, насколько те или иные мировоззренческие установки верующих, выявляемые в ходе опросов, обусловлены именно религиозностью или особенностями возраста и образования. Четыре фактора: вера, образование, возраст, пол — смешиваются. Все опросы показывают, что верующие несколько более склонны к антисемитизму, к религиозной нетерпимости и т.п. — но насколько это обусловлено верой, а насколько принадлежностью к определенной гендерной или возрастной группе?

Отчасти ответ на этот вопрос дают исследования Киммо Каариайнена и Дмитрия Фурмана. Одно из них (опрос 1998 года) охватил 445 человек, в том числе 68 представителей “православной элиты” — от митрополитов до священников и богословов (к сожалению, удельный вес отдельных категорий элиты авторами раскрыт не был). Наиболее яркие результаты опроса банальны: религиозные лидеры предпочли уклоняться от ответов на политические вопросы (удивительно, что они вообще согласились участвовать в исследовании). Уровень нетерпимости оказался повыше, чем у светской элиты и в обществе в целом (на 7—10% к различным движениям), причем отношение к баптистам и католикам хуже, чем к иудеям и мусульманам.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие
- Иерусалимский храм
- Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Золочение куполов
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи