Календарь
Cобытия 
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
Все опросы фиксируют преобладание среди верующих пожилых людей (например, по опросу Кутковец среди верующих лица старше 55 составляют 35,6%, среди неверующих 24,7%), хуже образованных (лиц с высшим образованием 12% среди верующих против 16% среди неверующих, а лиц с неполным начальным образованием 12% против 7%), женщин (среди верующих женщины составляют две трети, среди неверующих две трети составляют мужчины). Собственно, и при Советской власти атеистическая пропаганда подчеркивала эти же три особенности состава религиозного контингента, заявляя, что по мере повышения уровня образования, вовлечения женщин в сферу производства религиозность будет падать. Религиозный бум начала 1990-х годов привел в Церковь много образованных людей, много молодежи, много мужчин (до этого соответствующие цифры были практически ничтожны), но кардинально картину все-таки не изменил.
Разумеется, при этом встает вопрос, насколько те или иные мировоззренческие установки верующих, выявляемые в ходе опросов, обусловлены именно религиозностью или особенностями возраста и образования. Четыре фактора: вера, образование, возраст, пол — смешиваются. Все опросы показывают, что верующие несколько более склонны к антисемитизму, к религиозной нетерпимости и т.п. — но насколько это обусловлено верой, а насколько принадлежностью к определенной гендерной или возрастной группе?
Отчасти ответ на этот вопрос дают исследования Киммо Каариайнена и Дмитрия Фурмана. Одно из них (опрос 1998 года) охватил 445 человек, в том числе 68 представителей “православной элиты” — от митрополитов до священников и богословов (к сожалению, удельный вес отдельных категорий элиты авторами раскрыт не был). Наиболее яркие результаты опроса банальны: религиозные лидеры предпочли уклоняться от ответов на политические вопросы (удивительно, что они вообще согласились участвовать в исследовании). Уровень нетерпимости оказался повыше, чем у светской элиты и в обществе в целом (на 7—10% к различным движениям), причем отношение к баптистам и католикам хуже, чем к иудеям и мусульманам.
Другие статьи по теме: - Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России - Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский - Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века - Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие - Ученые тоже верят в потусторонние силы
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|