Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е


Богословие освобождения или освобождение от богословия

Еще неизвестно, что интереснее изучать: российскую религиозность или исследования российской религиозности. Российская религиозность представляет из себя явление скудное, мало влияющее на действительность. Но изучают это скудное явление активно, в политической риторике ей уделяется огромное место. И политики, и социологи исходят из того, что религия обязательно должна играть активную социальную роль. Правда, роль эту представляют обычно противоположным образом, каждая сторона хотела бы видеть в православии своего союзника и врага своих врагов. В этом смысле позиция Геннадия Зюганова, который пытается заключить союз с Московской Патриархией, и позиция либеральных социологов, которые критикуют православных за симпатии к Зюганову, отражают одну и ту же парадигму: Церковь должна быть на стороне прогрессивных сил, несущих освобождение народу. Это, может быть, и есть единственная действительно своеобразная черта современной российской действительности в ее отношении к религии. Современное западное общество секулярно постольку, поскольку предпочитает вообще выводить религию и религиозные институты за пределы политического поля, не требуя от нее поддержки, не обижаясь на отсутствие таковой.

Казалось бы, после многих десятилетий гонений на религию России должен быть близок секуляризм. Почему же налицо иное? Полезно углубиться в историю и вспомнить о христианской составляющей в истоках социализма и коммунизма. Секуляризация этих идеологий на Западе — частный случай, лишь один из вариантов. Достаточно указать на католическую теологию освобождения, созданную в Латинской Америке в 60-е годы и предлагавшую сделать заботу о бедных более активной и, что существеннее, более агрессивной. Именно эта идеология вдохновила никарагуанских сандинистов, как в России революционеров — атеистический ленинизм. Из двух черт коммунизма — антикапитализма и антирелигиозности — более существенной является первая. И до 1917 года русские коммунисты теоретически и практически шли на союз с христианскими социалистами России (а были и христианские коммунисты).

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- человек-овца и господь бог
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
- Повседневная жизнь русского средневекового монастыря
- Про «это» – православным
- Проблемы религиозного образования в России
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи