Календарь
Cобытия 
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|

Спутниковый мониторинг spb.mssglonass.ru. Комплекс мониторинга автомобилей ГЛОНАСС/GPS в Москве.
|
|
|
Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
Другим параметром, единственным, который отслеживается социологами с советских времен по единообразной методике, является уровень религиозности. В 1988 году он составил 18,6%, в 1991 году вырос более чем вдвое, к 1996-му вырос более чем втрое (64%) — если верить данным В. Гараджи2. Б. Дубин дает данные по называющим себя православными очень сходные — от 30% в 1989 до 48% в 1997 году, с пиком в 1994-м — 56%. При советской власти вопрос о доверии социальным институтам не ставился, а вот в 1990-е он стал символическим. Достигнув максимума в 57% в 1993-м году, этот показатель стабильно снижался и в 1997-м году составлял всего 37%. При этом постоянно число людей, которые не доверяют Церкви, меньше, чем число неверующих, — а число доверяющих Церкви постоянно меньше, чем число верующих. Исследование 1998 г., проведенное только среди представителей социальных элит, показало, что “полностью доверяют” РПЦ 10%, “доверяют” — 50%, скорее не доверяют и не доверяют — 26%3. Лингвистическим курьезом является то, что “православными” постоянно называет себя большое число людей, заявляющих о своем неверии в Бога — “православный” стало синонимом “нормального русского”, заменив в этом значении слово “советский”.
Православный публицист Александр Щипков выступал против утверждения, что интерес к религии был обусловлен потребностью заменить чем-то марксизм, подчеркивая, что вера передавалась через поколения4. Но на деле большинство верующих, в т.ч. православных, выросли в атеистических семьях, пришли в Церковь в начале 1990-х годов.
О “религиозном возрождении”, и именно православном, можно скорее говорить в третьем значении — культурном. Авторы с 1992 года (когда они вместе сотрудничали в рамках московского Christian Resource Center под эгидой американской организации World Vision International) ведут учет статей по религии, появляющихся в основных (15-ти) печатных российских СМИ (это ежемесячно составляет около 300 статей и заметок). И здесь можно однозначно говорить о том, что православие является единственной темой публикаций о религии. Очень многие газеты помещают “придворную хронику” о поездках и выступлениях Патриарха. Многие газеты (часто те же самые) критикуют “чрезмерное” сближение государства с Патриархией, допускают полемику по этому вопросу, активно критикуют “тоталитарные секты” (поддерживая этим политику Патриархии в отношении свободы совести). В то же время СМИ дают много места для выступлений атеистам, агностикам, антиклерикалам. Упоминания о своей религиозности (или, напротив, нерелигиозности) стали постоянной составляющей интервью, которые раздают художники, актеры, литераторы, политики. Причем здесь значительно преобладают позитивные утверждения о своем православии (часто, впрочем, с трафаретной критикой “бывших коммунистов, которые держат свечку, как стакан”). Нетрудно заметить, что особенно актеры, чья профессия в патриархальном обществе еще не обладает достаточным престижем, акцентируют свою религиозность, “добирая” тем самым в глазах общества нужный вес.
Другие статьи по теме: - О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России - Проблемы религиозного образования в России - Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени - человек-овца и господь бог - пять пунктов кальвинизма
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|