Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е


Другим параметром, единственным, который отслеживается социологами с советских времен по единообразной методике, является уровень религиозности. В 1988 году он составил 18,6%, в 1991 году вырос более чем вдвое, к 1996-му вырос более чем втрое (64%) — если верить данным В. Гараджи2. Б. Дубин дает данные по называющим себя православными очень сходные — от 30% в 1989 до 48% в 1997 году, с пиком в 1994-м — 56%. При советской власти вопрос о доверии социальным институтам не ставился, а вот в 1990-е он стал символическим. Достигнув максимума в 57% в 1993-м году, этот показатель стабильно снижался и в 1997-м году составлял всего 37%. При этом постоянно число людей, которые не доверяют Церкви, меньше, чем число неверующих, — а число доверяющих Церкви постоянно меньше, чем число верующих. Исследование 1998 г., проведенное только среди представителей социальных элит, показало, что “полностью доверяют” РПЦ 10%, “доверяют” — 50%, скорее не доверяют и не доверяют — 26%3. Лингвистическим курьезом является то, что “православными” постоянно называет себя большое число людей, заявляющих о своем неверии в Бога — “православный” стало синонимом “нормального русского”, заменив в этом значении слово “советский”.

Православный публицист Александр Щипков выступал против утверждения, что интерес к религии был обусловлен потребностью заменить чем-то марксизм, подчеркивая, что вера передавалась через поколения4. Но на деле большинство верующих, в т.ч. православных, выросли в атеистических семьях, пришли в Церковь в начале 1990-х годов.

О “религиозном возрождении”, и именно православном, можно скорее говорить в третьем значении — культурном. Авторы с 1992 года (когда они вместе сотрудничали в рамках московского Christian Resource Center под эгидой американской организации World Vision International) ведут учет статей по религии, появляющихся в основных (15-ти) печатных российских СМИ (это ежемесячно составляет около 300 статей и заметок). И здесь можно однозначно говорить о том, что православие является единственной темой публикаций о религии. Очень многие газеты помещают “придворную хронику” о поездках и выступлениях Патриарха. Многие газеты (часто те же самые) критикуют “чрезмерное” сближение государства с Патриархией, допускают полемику по этому вопросу, активно критикуют “тоталитарные секты” (поддерживая этим политику Патриархии в отношении свободы совести). В то же время СМИ дают много места для выступлений атеистам, агностикам, антиклерикалам. Упоминания о своей религиозности (или, напротив, нерелигиозности) стали постоянной составляющей интервью, которые раздают художники, актеры, литераторы, политики. Причем здесь значительно преобладают позитивные утверждения о своем православии (часто, впрочем, с трафаретной критикой “бывших коммунистов, которые держат свечку, как стакан”). Нетрудно заметить, что особенно актеры, чья профессия в патриархальном обществе еще не обладает достаточным престижем, акцентируют свою религиозность, “добирая” тем самым в глазах общества нужный вес.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Религиозные свободы в России конца xx века
- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Шатровые каменные храмы
- Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь
- Про «это» – православным
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи