Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е


Если на уровне постоянных прихожан Московская Патриархия в считанные разы превосходит протестантские конфессии, то ее влияние в обществе намного больше. И было бы неверно приписывать это влияние воле правительства. Частые заявления публицистов о клерикализации российской власти — явление скорее эмоциональное, алармистское. Влияние православия связано с тем, что в составе его приверженцев много представителей интеллектуальной элиты, тогда как среди протестантов их почти не встретишь.

Особенно заметно отсутствие среди протестантов представителей “гуманитарной” элиты. Среди трех десятков журналистов Москвы, активно пишущих о религии, есть и старообрядцы, и карловчане, — но ни одного протестанта. Деятельность же протестантов ограничена малотиражными, узкоконфессиональными печатными изданиями, у них пока нет потребности участвовать в жизни “большой прессы”. В этом смысле российская ситуация зеркально противоположна американской: в США именно протестанты доминируют в интеллектуальной элите (среди верующих), в СМИ, а голос православных (не таких уж и малочисленных в конце XX века) практически не слышен.



Религиозные параметры социальной психологии

Самым простым и частым способом вторжения социологической науки в российскую действительность 1990-х годов являлось (и является) упоминание о веберианской концепции “протестантской этики” как первопричины желаемого капитализма. На протяжении господства большевиков Вебер был тем более под запретом, что он воспринимался как конкурент Маркса, а не просто как антимарксист. В 1990-е годы его книги были изданы неоднократно, тезис о том, что православие есть тормоз российского развития стал расхожим газетным оборотом.

Само по себе это, видимо, сигнализировало о глубине антиклерикализма российской интеллектуальной элиты. В лучшем случае, пытались найти аналог “протестантской этике” в российском старообрядчестве, повторяя ход мысли первых русских революционеров, равно как и некоторых “научных атеистов” советской эпохи.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Иерусалимский храм
- Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви
- Приходское духовенство xv - начала xvi века
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
- Храмы «под звоном»
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи