Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е


А вот то, что социологи смоделировали как “протестантскую” позицию, есть и на Западе самая распространенная позиция, но это позиция здравого смысла. Примечательно, что то, что английский язык определяет как “общепринятый” смысл, русский предпочитает характеризовать как “здравый”, оставляя возможность предположить, что “общепринято” может быть и нездоровое, больное отношение к жизни. Но нет: и в России здравый смысл является одновременно и общим.

По этому опросу, между прочим, 49% людей заявили себя православными, 0,8% — протестантами. Но лишь 33% заявили, что верят в загробную жизнь. К сожалению, не был задан вопрос о вере в Бога, на который стабильно по другим опросам отрицательно отвечают многие, заявляющие себя православными.

“Православие” в этом опросе — это ригористический, репрессивный, аскетический идеал поведения, у которого могут быть приверженцы, но вряд ли могут быть люди, следующие ему в жизни. “Протестантизм” для русского интеллектуала — это идеальное соединение свободы с ответственностью, золотая середина между православной неотмирностью и “секулярным” гедонизмом. Православие и секуляризм взяты в карикатурном виде, протестантизм — в идеализированном.

К сожалению, как и всегда с социологическими исследованиями, приходится сожалеть о том, что не были заданы некоторые вопросы (в то же время вопрос об отношении к клонированию вряд ли можно считать удачным, отношение к этой теме носит слишком случайный характер). Самым близким был вопрос об отношении к власти: должна ли она быть свободна от контроля общества, подконтрольна — или контроль общества над властью есть лишь пустые слова (разумеется, нашлись и представители первой, “православной” точки зрения, около 16%, и представители последней, циничной — 22%, а большинство выбрало разумный средний ответ). Вряд ли приходится сомневаться, что большинство людей декларируют уважительное отношение к свободе и ответственности, что лишь меньшинство готово признаться (возможно, не так уж искренне) в оголтелом гедонизме и что еще меньшее меньшинство готово заявить себя приверженцами аскетизма. На этом уровне различия Запада и Востока, Первого и Третьего мира мира не обнаружить, все хотят быть здоровыми, богатыми, ответственными, свободными.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
- К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
- Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века
- Проблемы религиозного образования в России
- Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи