Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
А вот то, что социологи смоделировали как “протестантскую” позицию, есть и на Западе самая распространенная позиция, но это позиция здравого смысла. Примечательно, что то, что английский язык определяет как “общепринятый” смысл, русский предпочитает характеризовать как “здравый”, оставляя возможность предположить, что “общепринято” может быть и нездоровое, больное отношение к жизни. Но нет: и в России здравый смысл является одновременно и общим.
По этому опросу, между прочим, 49% людей заявили себя православными, 0,8% — протестантами. Но лишь 33% заявили, что верят в загробную жизнь. К сожалению, не был задан вопрос о вере в Бога, на который стабильно по другим опросам отрицательно отвечают многие, заявляющие себя православными.
“Православие” в этом опросе — это ригористический, репрессивный, аскетический идеал поведения, у которого могут быть приверженцы, но вряд ли могут быть люди, следующие ему в жизни. “Протестантизм” для русского интеллектуала — это идеальное соединение свободы с ответственностью, золотая середина между православной неотмирностью и “секулярным” гедонизмом. Православие и секуляризм взяты в карикатурном виде, протестантизм — в идеализированном.
К сожалению, как и всегда с социологическими исследованиями, приходится сожалеть о том, что не были заданы некоторые вопросы (в то же время вопрос об отношении к клонированию вряд ли можно считать удачным, отношение к этой теме носит слишком случайный характер). Самым близким был вопрос об отношении к власти: должна ли она быть свободна от контроля общества, подконтрольна — или контроль общества над властью есть лишь пустые слова (разумеется, нашлись и представители первой, “православной” точки зрения, около 16%, и представители последней, циничной — 22%, а большинство выбрало разумный средний ответ). Вряд ли приходится сомневаться, что большинство людей декларируют уважительное отношение к свободе и ответственности, что лишь меньшинство готово признаться (возможно, не так уж искренне) в оголтелом гедонизме и что еще меньшее меньшинство готово заявить себя приверженцами аскетизма. На этом уровне различия Запада и Востока, Первого и Третьего мира мира не обнаружить, все хотят быть здоровыми, богатыми, ответственными, свободными.
Другие статьи по теме: - Духовная эволюция или деградация? - ю.н. столяров библия и библиотеки - О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России - Религиозные свободы в России конца xx века - Приходское духовенство xv - начала xvi века
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|